Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-211/2023 ~ М-160/2023 от 22.03.2023

Дело № 2-211/2023

УИД 41RS0002-01-2023-000208-38

Решение

Именем Российской Федерации

г. Хилок                 11 июля 2023 год

     Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                     Клейнос С.А.,

при секретаре судебного заседания                 Глотовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов Савостьяновой Татьяны Александровны к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12 г.Хилок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Администрации муниципального района «Хилокский район», Комитету образования муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы,

установил:

    Прокурор Хилокского района Хамируев Д.В., действующий в защиту интересов Савостьяновой Т.А., обратился в суд с исковым заявлением. В обоснование указал, по поступившему в прокуратуру района обращения работников, проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12 г.Хилок». Привел положения ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст.2,22,133, 133.1 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 06.12.2022 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда с 01.01.2022 г. в размере 13890 руб., Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 об увеличении минимального размера оплаты труда с 01.06.2022 г. до 15279 руб., об увеличении заработной платы в Хилокском районе Забайкальского края на размер районного и коэффициента и дальневосточной надбавки, ст.ст.149, 151 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 об установлении с 01.09.2020 г. педагогическим работникам выплаты за выполнение функций классного руководителя в размере 5000 руб. Сославшись на п.4 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», на п.п.5.2 и 5.3 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в т ом числе программы профессионального обучения, утв. Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования о том, указал, что классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы. Также указал, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленного оклада, который должен быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. Доплата за классное руководство, экзамены, вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Привел положения Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П и указал, учителю Савостьяновой Т.А. недоначислена и не выплачена заработная плата, за январь, за февраль 2023 г. в сумме 1209,82 руб. Привел положения ст.ст.22, 136 Трудового кодекса РФ, Устава МБОУ ООШ № 12 г.Хилок о том, что финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств учредителя, которым является муниципальный район «Хилокский район» и просил суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г.Хилок в пользу Савостьяновой Т.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 1209,82 руб.; обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ ООШ № 12 г.Хилок денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Савостьяновой Т.А. в сумме 1209,82 руб.

    В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял и дополнял исковые требования, дополнительно ссылаясь на то, что при начислении заработной платы истице, установленные истице надбавки за выслугу лет, за заведование кабинетом, за классное руководство, доплата за МО начислялись из расчета ставки, а не из фактической нагрузки, а надбавки за классное руководство, за МО, пед.доп.образование, включалась в заработную, составляющую МРОТ, и окончательно просил суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г.Хилок в пользу Савостьяновой Т.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 в сумме 38172,47 руб.; обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ ООШ № 12 г.Хилок денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Савостьяновой Т.А. за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 в сумме 38172,47 руб.

    В судебном заседании помощник прокурора Судьина К.А., истица Савостьянова Т.А. исковые требования с учетом уточнений и дополнений, поддержали.

    Представитель ответчика – МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район», Домашева М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части, пояснив, что не согласна с выводом за МРОТ начислений за классное руководство, исчисляемое в процентном отношении к окладу, не согласно с начислением надбавки за заведование кабинетом от фактической нагрузки.

    Ответчики – МБОУ ООШ № 12 г.Хилок, Администрация муниципального района «Хилокский район», а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Никишаева Е.Ю., действующая на основании доверенности, в письменных пояснениях, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

    На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из дела следует, Савостьянова Т.А. на основании трудового договора № 64а от 01.09.2009 г., с 01.09.2009 г. работает в МБОУ ООШ № 12 г.Хилок в должности учителя истории и обществознания.

Дополнительным соглашением от 30.08.2022 г. к трудовому договору № 64а от 01.09.2009 г. истице установлены: должностной оклад – 7497 руб. в месяц, доплата 100 руб. за обеспечение книгоиздательской литературой; 25%-надбавка за выслугу лет; 10%-доплата за категорию; 5%-доплата за кабинет; 20%-работа с детьми ОВЗ; 25%-классное руководство; 5% -надбавка за проверку тетрадей; 5%-доплата за МО,70% - районный коэффициент, всего 35506,49 руб. в месяц.

Дополнительным соглашением от 01.09.2022 г. к трудовому договору № 64а от 01.09.2009 г. стороны договорились о выполнении истицей работы – классное руководство в 6 классе, с выплатой ежемесячного вознаграждения за классное руководство в размере 5000,00 руб. ( л.д.15-25).

Приказом от 02.11.2022 № 86 утверждена учебная нагрузка учителей МБОУ ООШ № 12 г.Хилок на 2022-2023 учебный год, согласно которому Савостьяновой Т.А. установлена учебная нагрузка 23,5 часов в неделю, классное руководство в 6 классе.

Приказом от 01.09.2022 № 54 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за 1 категорию в размере 10%.

Приказом от 01.09.2022 № 55 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за классное руководство в размере 25%.

Приказом от 01.09.2022 № 56 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за выслугу лет в размере 25%.

Приказом от 01.09.2022 № 57 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за заведование кабинетом в размере 5%.

Приказом от 01.09.2022 № 58 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за руководство школьным методическим объединением в размере 5%.

Приказом от 01.09.2022 № 61 Савостьяновой Т.А. установлена выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 руб.

Приказом от 01.09.2022 № 63 Савостьяновой Т.А. установлена доплата за работу с детьми ОВЗ в размере 20%.

Из расчетных листков за апрель, за май 2022 г. следует, Савостьяновой Т.А. за апрель, за май 2022 г. начислено и выплачено за пед.доп.образование по 871,24 руб.

Согласно тарификационному списку с 01.09.2022 Савостьяновой Т.А. установлено 94 часа учебной нагрузки в месяц, оклад из фактической нагрузки – 9918,31 руб., надбавка за выслугу лет в размере 25% в сумме 1899,25 руб., доплата за категорию в размере 10% в сумме 991,83 руб., доплата за МО в размере 5% в сумме 379,85 руб., доплата за работу с детьми ОВЗ в размере 20% в сумме 253,23 руб., доплата за заведование кабинетом в размере 5% в сумме 379,85 руб., надбавка за классное руководство в размере 25% в сумме 1747,31 руб. и 5000 руб., надбавка за проверку тетрадей в зависимости от предмета в сумме 316,54 руб. Всего в месяц без районного регулирования – 20886,17 руб., с районным регулированием – 35506,49 руб.

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1 Закон Забайкальского края от 09.04.2014 N 964-ЗЗК
"Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.

В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края ( ч.2).

В соответствии со статьями 2, 6, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N 382 (ред. от 07.10.2022) "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края".

Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края.

Так пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7 497 руб.

Пунктом 2.1.12 Положения об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок предусмотрено, в оклады (должностные оклады) педагогических работников, деятельность которых связана с образовательным процессом, включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.

Те же выплаты стимулирующего характера предусмотрены пунктом 2.3.3 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок, утвержденного приказом № 48 от 05.07.2022 г., разработанного, в том числе на основе названного выше Закона № 964-ЗЗК ( ссылка на Закон Забайкальского края от 31.03.2015 N 1153-ЗЗК, внесшим изменения в Закон № 964-ЗЗК).

Статьей 6 Закона № 964-ЗЗК установлено выплаты за интенсивность, за высокие результаты работы устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений, в которых указываются размеры выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда и с учетом отраслевых особенностей, примерных положений об оплате труда работников краевых учреждений, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Законом Забайкальского края от 16.07.2020 N 1843-ЗЗК (в редакции действовавшей в период спорных отношений) "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования" установлена выплата педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования -ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах).

Пунктом 2.3.9 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок установлено, выплаты за интенсивность назначаются сотрудникам организации за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, устанавливается локальными нормативными актами муниципальной организации с учетом отраслевых особенностей, положения об оплате труда работников муниципальной организации, коллективного договора и иных нормативных правовых актов, определяющих условия оплаты труда, установлены рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность по видам работ: к окладу (должностному окладу): за классное руководство-начальные классы с 1 по 4 кл.-20%, расчет производится с учетом наполняемости класса – 25 учащихся; за заведование кабинетами от 3до 15%, а именно: кабинет соответствующий профилю предмета и соответствующие современным требованиям – 10%, другие кабинеты -5%, за руководство методическим объединением – 5%.

Статьей 10 Закона № 964-ЗЗК предусмотрена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, которая устанавливается работникам краевых учреждений, в том числе образования. Размер данной надбавки, порядок и условия ее выплаты устанавливаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Пунктом 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок установлено, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премии и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее – Приказ № 1601) учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

Пункт 1.1 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол N 11, при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с: фиксированным размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами I - V приложения 2 к приказу N 1601; размером оплаты, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы; уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы с целью определения их от размеров ставок заработной платы и применения к исчисленному размеру оплаты труда с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы); размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах); размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:

для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, которая именуется "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 36.5.1-36.5.5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол N 11. Кроме того, п.п. г п. 36.4. указанных Единых рекомендаций предусмотрено, обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом: а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. N АБ-1389/05 "О направлении информации");д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее - Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.

В пункте 5 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 указано, выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

В п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" определено, другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Квалификационные характеристики должностей работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. В разделе III

Содержаться квалификационные требования и должностные обязанности должности учителя. Классное руководство и заведование кабинетом, руководство методическим объединением в должностные обязанности учителя ЕКС не включены.

    Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что

надбавка за выслугу лет относится к выплатам стимулирующего характера, и связана со стажем педагогической работы, надбавки за классное руководство, ежемесячное вознаграждение за классное руководство, надбавка за заведование кабинетом, за руководство методическим объединением, оплата работы педагогом дополнительного образования, относятся к выплатам компенсационного характера, на что прямо указано в п.36 Единых рекомендаций на 2022,2023 г.г., а не стимулирующим выплатам, как определено в Положении об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок, поскольку устанавливаются и выплачиваются педагогическим работникам – учителям за дополнительную работу, связанную с педагогической деятельностью, но не входящую в должностные обязанности учителя по основной должности. Кроме того, исчисляются надбавки, установленные в процентном отношении: за выслугу лет, за классное руководство, за заведование кабинетом исходя из фактического объема учебной нагрузки и (или) педагогической работы учителя.

    Следует отметить, что Положением об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок, а именно п.2.2.6 предусмотрено исчисление выплат компенсационного характера (за исключением районного коэффициента и процентной надбавки) исходя из оклада, установленного от фактической нагрузки.

    Как указано выше Положение об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок устанавливает исчисление надбавки за выслугу лет исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) (п.2.3.5.3), выплаты за классное руководство, за заведование кабинетом установлены к окладу (должностному окладу) (п.2.3.9). При этом в соответствии с п.1.3 Положения об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок оклад (должностной оклад) определен как – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    В п.п. 1 п. 5.1.5 Положения об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок размер оклада (должностного оклада) с учетом ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. определяется как установленный органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) с учетом базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, рекомендованных Правительством Забайкальского края, учителя – 7597 руб.

    Порядок определения должностного оклада учителя для исчисления заработной платы за месяц исходя из фактической нагрузки с применением расчетной величины педагогической нагрузки 18 часов в неделю за ставку заработной платы, Положение об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок, не содержит.

Таким образом, Положением об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок предусмотрено исчисление выплат за выслугу лет, классное руководство и заведование кабинетом, за руководство МО от должностного оклада, установленного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю, а не от должностного оклада, рассчитанного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы и фактических часов учебной нагрузки, установленных учителю на учебный год.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что порядок исчисления надбавок: за выслугу лет, за классное руководство и за заведование кабинетом, за руководство МО, определенный в Положении об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок противоречит действующему законодательству, противоречит Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данных надбавок без учета фактической нагрузки педагогов учреждения.

Абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

По существу порядок начисления надбавок: за выслугу лет, за классное руководство, за заведование кабинетом, за руководство МО на ставку заработной платы исходя из 18 часов - нормы часов учебной нагрузки в неделю, лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера за классное руководство и за заведование кабинетом, за руководство МО, за выслугу лет с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

Сторона ответчика факт, что надбавки за выслугу лет, классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением исчислялись и выплачивались истице исходя из ставки заработной платы, а не от фактической нагрузки, не оспаривала. Согласно, представленным расчетным листкам указанные надбавки и доплата начислялись и выплачивались истице исходя из ставки заработной платы, а не от фактической нагрузки.

Поскольку надбавки: за выслугу лет, за классное руководство, за заведование кабинетом, за руководство МО начислялись и выплачивались истице на ставку заработной платы, а не на фактическую нагрузку, то это привело к занижению заработной платы истицы на 25040,62 руб. и нарушению её трудовых прав.

С учетом изложенного, требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в связи с исчислением надбавок на ставку заработной платы, а не на фактическую нагрузку, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требования о взыскании задолженности по заработной плате в связи с несоответствием размера заработной платы МРОТ, поскольку в заработную плату включались выплаты за классное руководство, за руководство МО, за педагога дополнительного образования, являются обоснованными исходя из следующего.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее-ТК РФ).

Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 ТК РФ).

В силу части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).

В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

В силу статей 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. N 38-П).

С 01 января 2022 г. Федеральным законом от 06.12.2021 N 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в сумме 13890 рублей в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 973 минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2022 г. установлен в размере 15279 рублей.

Федеральным законом от 19.12.2022 N 522-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2023 г. в сумме 16242 рублей в месяц.

В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «Хилокский район» установлен в размере 1,4.

Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).

Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 ТК РФ).

Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Таким образом в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.

Судом установлено, что выполнение функций классного руководителя, руководителя МО, не входит в должностные обязанности истицы по основной должности учителя и является дополнительной работой, дополнительной работой для истицы является работа педагога дополнительного образования, а поэтому выплаты, произведенные за такую дополнительную работу не должны учитываться в размере заработной платы истицы по основной должности учителя при его сравнении с МРОТ и должны оплачиваться отдельно.

Проверив начисление заработной платы истице за спорный период по представленным расчетным листкам, сверив, сведения, указанные в расчетных листках со сведениями, указанными истцом в представленном суду расчете задолженности, суд полагает возможным согласиться с расчетом задолженности, представленным истцом, поскольку расчет произведен правильно, арифметически является верным, соответствует сведениям, указанным в расчетных листках, расчет произведен с учетом задолженности, связанной с начислениями от фактической нагрузки.

Согласно расчету, за период апрель, май 2022 г. размер заработной платы истицы соответствовал МРОТ, в период сентябрь 2022 - март 2023 г. размер заработной платы истицы был менее необходимого в сравнении с МРОТ в сумме на 13131,85 руб. в связи с чем, имеется задолженность по заработной плате в указанном размере.

Таким образом, в результате начисления истице надбавок не от фактической нагрузки, начислении истице заработной платы по основной работе в размере менее МРОТ, размер задолженности по заработной плате составляет 38172,47 руб.

Начисление и выплата истице заработной платы в меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством размере, является нарушением трудовых прав истицы.

Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика МБОУ ООШ № 12 г.Хилок недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38172,47 руб., поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.

В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 г.Хилок является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем является Администрация муниципального района «Хилокский район».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" утверждены Методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", Методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Порядок предоставления субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно указанному порядку субвенции, выделяемые из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направляются на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, финансирование расходов ответчика МБОУ ООШ № 12 г.Хилок на оплату труда работников осуществляется из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет поступивших в бюджет муниципального района из бюджета Забайкальского края субвенций. Поэтому Администрация муниципального района «Хилокский район» как исполнительно-распорядительный орган муниципального района «Хилокский район» обеспечивает финансирование образовательного учреждения на выплату заработной платы.

В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с бюджетным законодательством и Решением Совета муниципального района «Хилокский район» созыва 2022-2027 г.г. от 27.12.2022 г. № 08.38 главным распорядителем бюджетных средств муниципального района «Хилокский район» по финансированию муниципальных образовательных учреждений является МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район».

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что МБОУ ООШ № 12 г.Хилок обеспечивает выплату заработной платы работникам за счет финансирования Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Комитетом образования муниципального района «Хилокский район», как главным распорядителем бюджетных средств, из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет субвенций из бюджета Забайкальского края. Поэтому на ответчиках – Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район», лежит обязанность по финансированию МБОУ ООШ № 12 г.Хилок для исполнения им обязанности по выплате взысканной судом недоначисленной заработной платы.

При таком положении требования о возложении обязанности на ответчиков –Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ ООШ № 12 г.Хилок на выплату недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При таком положении исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку ответчик МБОУ ООШ № 12 г.Хилок является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, полученных от ответчика, а суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, то взыскиваемые судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38172,47 руб. подлежит налогообложению в общем порядке.

Таким образом, с ответчика МБОУ ООШ № 12 г.Хилок в пользу истца должны быть взысканы указанные суммы без учета налога на доходы физических лиц, а налог на доходы физических лиц подлежит учету и отчислению в доход государства при исполнении решения суда.

При таких обстоятельствах, в пользу истца взысканные судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 38172,47 руб. указаны без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащих взысканию сумм противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований 38172,47 руб., размер государственной пошлины составляет 1345,17 руб. (800+545,17 (3%х18172,47)).

    В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

    Прокурор и истец на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчики – Администрация муниципального района «Хилокский район», Комитет образования муниципального района «Хилокский район» на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.

    Ответчик – МБОУ ООШ № 12 г.Хилок от уплаты государственной пошлины не освобожден.

    На основании изложенного, учитывая требования п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с МБОУ ООШ № 12 г.Хилок в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1345,17 руб.    

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12 г.Хилок» (ИНН 7523004041) в пользу Савостьяновой Татьяны Александровны (паспорт 7600 136145) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель, за май, за июнь, за сентябрь, за октябрь, за ноябрь, за декабрь 2022 г., за январь, за февраль, за март 2023 г. в размере 38172,47 рублей.

Обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12 г.Хилок» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Савостьяновой Татьяне Александровне в размере 38172,47 рублей при недостаточности финансовых средств у учреждения.

Взыскать с МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 12 г.Хилок» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 1345,17 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 11.07.2023 г.

Судья – подпись.

Верно.

Судья                                      С.А.Клейнос

22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее