Судья: Ананьева Е.В. гр. дело № 33-2373/2023
(№2-603/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 23 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Маликовой Т.А.
Судей: Бредихина А.В., Осьмининой Ю.С.
при секретаре: Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.С.И. на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 05 октября 2022 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Н.С.И. к Администрации Кинель-Черкасского района, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, третьим лицам Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на постановку на учет гражданина имеющего право на получение жилого помещения и восстановлении в льготной очереди - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.С.И. обратился в суд с иском к Администрации Кинель-Черкасского района о признании права на постановку на учет гражданина имеющего право на получение жилого помещения и восстановлении в льготной очереди.
В обоснование заявленных требований указал, что он является участником боевых действий, так как проходил воинскую службу по призыву в <адрес> в период боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным на его имя.
В период ДД.ММ.ГГГГ г.г. он обращался в Администрацию Кинель - Черкасского района с заявлением о постановке на учет на получение жилья как ветераном боевых действий. Он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в представлении жилых помещений по договорам социального найма на территории Кинель - Черкасского района.
В ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом Кинель - Черкасского района с просьбой о предоставлении информации по получению жилья, где ему сообщили, что он стоит на учете под номером № в общей очереди на получение жилья. В ответе указано, что раздельный учет и предоставление номера очереди по категории «участник войны» не осуществляется. Он с этим не согласен, так как приобрел право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, т.к. встал на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать за ним право на постановку на учет гражданина, имеющего право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий. Восстановить его в льготной очереди как ветерана боевых действий с момента первоначального обращения и постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории Кинель - Черкасского района. Обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить его и членов семьи жилым помещением на условиях социального найма не менее нормы предоставления жилым помещением, либо предоставить социальную выплату на приобретении жилья в соответствии с указанной нормой.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы, отмечает, что он воспользовался своим правом и обратился с заявлением в Администрацию с.п. Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ., как предусмотрено законодательством.
В судебном заседании Н.С.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области К.В.П. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в т.ч.: ветеранов боевых действий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п.3.2 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>ом и свидетельства серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>, Н.С.И. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. выданной МИОБОРОНЫ России Отделом Военного комиссариата Самарский области по г.Отрадному и Кинель-Черкасскому району.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Положения «О порядке учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарский области, утвержденного постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района № от ДД.ММ.ГГГГ.. и на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Н.С.И. с составом семьи: супруга Н.Е.А., дочь М.О.С., с ДД.ММ.ГГГГ. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования Кинель-Черкасский район Самарской области, что подтверждается представленным учетном делом.
Из ответа Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Н.С.И. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории Кинель-Черкасского района с ДД.ММ.ГГГГ. номер общей очереди №.
Как ветеран боевых действий, Н.С.И. имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006г. №87 –ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарский области.
В соответствии со ст.2 Закона, граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5 ФЗ «О ветеранах», вставшие на учет до 01.01.2005г., обеспечиваются социальными выплатами за счет средств областного бюджета. Обеспечение жилыми помещениями граждан, в том числе ветеранов боевых действий, вставивших на учет после 01.01.2005г., осуществляется путем предоставления жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Судом также установлено, что согласно Постановлению Кротовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ. №, предоставлены списки очередности на улучшение жилищных условий, в котором также указан Н.Н.И.
Администрацией Кинель-Черкасского района Самарский области Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района главам волостных администраций направлено письмо, в котором, указано, что для внесения в реестр учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Кинель-Черкасскому району, необходимо предоставить в жилищный отдел Комитета по управлению имуществом всем гражданам, состоящим на учете в администрации, следующие документы: 1 Справка из администрации волости о составе семьи и занимаемой площади: полезной и жилой. 2. Справка из БТИ о наличии в собственности недвижимости (стандартная). 3. Справка из Регистрационной палаты о наличии в собственности недвижимости (стандартная). 4. Документ, подтверждающий право на льготу при наличии таковой. 5.Копия паспорта: общий лист, семейное положение, дети, прописка, гражданство (при паспорте советского образца). 6.Справка с места работы.
Судом установлено, что истец Н.С.И. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обратился 14.12.2010г., предоставив соответствующий пакет документов. Иного списка в Администрации Кинель-Черкасского района и в Комитете по Управлению имуществом Кинель-Черкасского района не имеется. В архиве данных документов, содержащих сведения о постановке на учет Н.С.И.. в более ранние сроки, также не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Н.С.И., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств принятия истца Н.С.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период до ДД.ММ.ГГГГ., как ветерана боевых действий, имеющего льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», напротив судом установлено, что истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, предоставив соответствующий пакет документов. Кроме того из пояснений представителя Администрации с.п.Кротовка Д.А.Н. являющейся, главой сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский следует, что велись общие списки и уже после ДД.ММ.ГГГГ года человеку необходимо было приехать в районную администрацию, чтобы встать в очередь, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что ветераны вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ г., обеспечиваются жильем на общих основаниях с другими категориями граждан по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством (ст. 49 ЖК РФ; пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец воспользовался своим правом и ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Администрацию с.п. Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области о постановке на учет, то при решении вопроса об обеспечении жильем должны применяться действовавшие на тот момент положения статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, судебная коллегия во внимание не принимает как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно представленным спискам очередности по Кротовской администрации на улучшение жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Н.Н.И. числился в общей очереди под номером 30.
То обстоятельство, что письмом Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было сообщено, что номер общей очереди истца №, а в списках «участник войны» он значится под №, не могут быть приняты во внимание как основания для удовлетворения исковых требований, поскольку отдельные списки на ДД.ММ.ГГГГ. законом не предусмотрены, меры социальной поддержки предоставляются гражданам на основании заявления и документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих, что заявитель относится к категориям лиц, указанным в ФЗ «О ветеранах».
Законом Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти Самарской области по обеспечению жилищными помещениями ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005г., указанных в п.п. «б» п.2 ч.2 Закона № 87 –ГД.
Согласно Положению о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в муниципальном образовании «Кинель-Черкаский район Самарской области», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, в т.ч. пребывавшие в составе действующей армии во время боевых операций по защите СССР.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района.
Для принятия на учет гражданином подается заявление по установленной форме. К заявлению прилагаются: справка из администрации волости установленного образца, справка бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в собственности жилья, документ из регистрационной палаты о наличии (отсутствии) в собственности жилья, документы, подтверждающие право на льготу при наличии таковой, справка с места работы, справка о сданном жилье с предыдущего места жительства.
Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривается должностным лицом Комитета, ответственным за ведение Реестра и учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение одного месяца со дня его подачи.
Как правильно установлено судом, истец состоит на соответствующем учете с ДД.ММ.ГГГГ года по заявлению непосредственного самого истца, обратившегося с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ. с предоставлением необходимого пакета документов, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкаского района № от ДД.ММ.ГГГГ., которое не оспорено, недействительным не признано.
Соответственно, при обращении с указанным заявлением ДД.ММ.ГГГГ истец непосредственно подтвердил и выразил свою волю состоять на учете в качестве нуждающихся с указанного времени, о праве состоять на учете за предыдущий период не заявлял, о нарушении своих прав с ДД.ММ.ГГГГ. более 10 лет не заявлял. О подтверждении своего статуса и материального положения с ДД.ММ.ГГГГ. документов не предоставлял.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено, что нарушены права истца на признание права на постановку на учет гражданина имеющего право на получение жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчиков на основании решения суда обеспечить истца и членов его семьи жилым помещением на условиях социального найма не менее нормы предоставления жилым помещением, либо предоставить социальную выплату на приобретение жилья, как постановленного на учет до 2005г.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░