2-1262/2022
24RS0013-01-2021-005454-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при помощнике судьи Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Крикливому Вячеславу Валерьевичу о взыскании неустойки по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском о взыскании с Крикливого В.В. неустойки по договору аренды лесного участка от 30.12.2016 № 465/р в 2019г. в размере 300000 рублей, за не предоставление проекта освоения лесов в 2020-2021г.г. - 650000 рублей. Требования мотивировало тем, что министерством лесного хозяйства Красноярского края и ответчиком заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2016 № 465/р, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование определенный пунктом 2 договора лесной участок площадью 0,153 га, расположенный: Красноярский края, Емельяновский район, Емельяновское лесничество, Кемчугское участковое лесничество квартал 152 (часть выд. 1), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5997, учетный номер части 18. Лесной участок предоставлен для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодство). Факт передачи истцом ответчику лесных участков по договору подтверждается актом приема-передачи (приложение № 5 к договору), подписанным сторонами. Учитывая дату утверждения указа Губернатора Красноярского края об утверждении Лесного плана Красноярского края от 21.12.2018 № 332-уг, срок разработки и предоставления проекта истек 30.06.2019. По состоянию на 08.02.2021 проект освоения лесов не представлен. Подлежит взысканию неустойка из расчета: размер неустойки в месяц 50000 рублей, в 2019 году количество пропущенных полных месяцев - 6 (июль- декабрь), 50000 рублейх6 месяцев=300000 рублей, в 2020 - 2021 годах количество пропущенных полных месяцев - 13 (январь-декабрь 2020г., январь 2021г.), 11 месяцевх50000 рублей= 650000 рублей, 300000рублей + 650000рублей = 950000 рублей. Министерством ответчику направлена претензия 17.05.2021 за № 86-05935, в которой предложено в 10- дневный срок с даты получения претензии уплатить неустойку, требования не исполнены. Просило взыскать с ответчика неустойку в размере 950000 рублей: 300000 рублей - за непредставление проекта освоения лесов в установленные сроки по договору аренды от 30.12.2016 № 465/р в 2019 году, 650000 рублей- за непредставление проекта освоения лесов в установленные сроки по договору аренды от 30.12.2016 № 465/р в 2020-2021 годах.
В судебном заседании представитель ответчика Милов А.В. (по доверенности) просил снизить требуемый истцом размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ, поскольку договор аренды расторгнут, ранее с ответчика в пользу истца решением суда уже взыскана неустойка в размере 100000 рублей.
В судебное заседание представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ответчик Крикливый В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Размер арендной платы определяется договором аренды.
В силу абзаца 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 3 ст. 420, ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено ст.ст. 307, 309 ГК РФ, обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проекты освоения лесов разрабатываются лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области лесных отношений в части проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Согласно пункту «г» статьи 9 Закона Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», пункту 3.11 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-г, министерство лесного хозяйства Красноярского края является уполномоченным органом, осуществляющим проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Деятельность по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, регламентируется приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда».
В силу пункта 1.2 Административного регламента заявителями являются граждане и юридические лица, в том числе государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Как следует из анализа положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственной услуги носит заявительный характер, то есть осуществляется исключительно по запросу заявителя.
Из материалов дела следует, что Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и Крикливым В.В. (арендатор) 30 декабря 2016 года заключен договор № 465/р аренды находящегося в государственной собственности лесного участка с кадастровым номером №, учетный номер части 18, номер учетной записи в государственном лесном реестре №, сроком на 49 лет.
Согласно подпункту «г» пункта 11 договора аренды лесного участка от 30.12.2016 № 465/р арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Подпунктом «б» пункта 13 договора предусмотрена ответственность арендатора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоение лесов для проведения государственной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов - 50 тыс. руб. (для физ. лиц и ИП) или 150 тыс. руб. (для юр.лиц) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Согласно заявлению ИП Крикливого В.В. проект освоения лесов в 3-х экз. предоставлен в Министерство лесного хозяйства Красноярского края 18.10.2017, что подтверждается решением Емельяновского районного суда от 28.01.2020, за нарушение срока представления проекта на два месяца с ответчика в пользу истца взыскана неустойка 100000 рублей.
Как следует из проекта освоения лесов арендатора, проект разработан на период действия лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества до 22.12.2018.
С истечением срока действия лесохозяйственного регламента срок действия проекта освоения лесов также истек с 1.01.2019. С учетом истечения срока действия лесохозяйственного регламента – декабрь 2018г., арендатором должен быть представлен проект освоения лесов не позднее июня 2018г., такой проект не предоставлен.
Договор аренды расторгнут 8.02.2021.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, полагая его соответствующим условиям договора и действующему законодательству, возражений против представленного расчета ответчиком не представлено, суд полагает размер требуемой истцом к взысканию с ответчика неустойки обоснованным.
Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание период требуемой к взысканию неустойки, характер правоотношений сторон, существо нарушенного права, суд полагает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить подлежащую взысканию с ответчика в пользу Министерства лесного хозяйства Красноярского края неустойку по договору аренды лесного участка от 30.12.2016 № 465/р в 2019г. до 10000 рублей, за не предоставление проекта освоения лесов в 2020-2021г.г. до 30000 рублей.
С учетом положений ч.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1400 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Крикливому Вячеславу Валерьевичу о взыскании неустойки по договору аренды удовлетворить частично.
Взыскать с Крикливого Вячеслава Валерьевича ИНН № в пользу Министерства лесного хозяйства Красноярского края ИНН № неустойку по договору аренды лесного участка от 30.12.2016 № 465/р в 2019г. 10000 рублей, за не предоставление проекта освоения лесов в 2020-2021г.г. в сумме 30000 рублей.
Взыскать с Крикливого Вячеслава Валерьевича государственную пошлину в доход местного бюджета 1400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022