РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
29.04.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1033/2022 по административному исковому заявлению Мелетляна В.Р. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Мелетлян В.Р. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просил:
Восстановить срок на обращение в суд с административным иском.
1. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 219,1 кв.м., по состоянию на 15.04.2012 в размере 4 477 834,68 рублей;
2. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 419,8 кв.м., по состоянию на 19.03.2021 в размере 5 858 238,37 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
Представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц - Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Тольятти, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилых помещениях:
- с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 219,1 кв.м;
- с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 419,8 кв.м.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, что подтверждено соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости и осуществляет уплату налога исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 №118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области. Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2012 установлена в размере 7 001 287,92 рублей;
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Самарской области от 14.03.2012 №118 (акт ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 14.03.2021) в размере 10 870 225,64 рублей.
В настоящее время актуальная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 25.11.2021 № 2451.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной.
На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, учитывая, что результатами определения архивной кадастровой стоимости затронуты права и обязанности административного истца, дату подачу административным истцом заявления в суде о пересмотре кадастровой стоимости, суд полагает, что у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в ЕГРН:
1. в отношении помещения с кадастровым номером № - 15.04.2012;
2. в отношении помещения с кадастровым номером № – 14.05.2021.
Административный иск подан в суд 08.04.2022. Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о пересмотре кадастровой стоимости помещений, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости - в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 15 статьи 378.2, пункту 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Поскольку расчет налоговых платежей на объект недвижимости производится исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости в спорный период, с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает возможным восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотреть заявленные истцом требования по существу.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчеты об оценке от 22.03.2022 и 29.03.2022, подготовленные ООО «Институт независимый оценки и аудита» согласно которым рыночная стоимость:
1. нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на дату оценки составляет 4 477 834,68 рублей;
2. нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на дату оценки составляет 5 858 238,37 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости данных объектов.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка нежилых помещений. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов оценки, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию и на дату определения их кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 08.04.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Мелетляна В.Р. удовлетворить.
Восстановить Мелетляну В.Р. срок на обращение в суд с административным иском.
1. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 219,1 кв.м., по состоянию на 15.04.2012 в размере 4 477 834,68 рублей;
2. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 419,8 кв.м., по состоянию на 19.03.2021 в размере 5 858 238,37 рублей.
Датой подачи Мелетляном В.Р. заявления в суд считать 08.04.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.05.2022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
резолютивная часть
г. Самара
29.04.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1033/2022 по административному исковому заявлению Мелетляна В.Р. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном рыночной стоимости,
руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Мелетляна В.Р. удовлетворить.
Восстановить Мелетляну В.Р. срок на обращение в суд с административным иском.
1. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 219,1 кв.м., по состоянию на 15.04.2012 в размере 4 477 834,68 рублей;
2. Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, назначение: Нежилое, наименование: Нежилое помещение, площадь 419,8 кв.м., по состоянию на 19.03.2021 в размере 5 858 238,37 рублей.
Датой подачи Мелетляном В.Р. заявления в суд считать 08.04.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев