УИД 72RS0004-01-2023-000205-09
№ 2-163/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 24 августа 2023 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Ю.С.,
при помощнике судьи Пузыниной Н.В.,
с участием помощника прокурора Бердюжского района Тюменской области Мельниковой Ю.Н.
представителя ответчика ИП Лоось Т.И. – Черемных И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела № 2-163/2023 по иску прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лоось Татьяне Ивановне о возложении обязанности согласовать с уполномоченным лицом паспорта безопасности газовых котельных, после чего их утвердить,
установил:
Прокурор Бердюжского района Тюменской области обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Лоось Татьяне Ивановне (далее по тексту - ИП Лоось Т.И.), с учетом уточнения требований, просит возложить на ИП Лоось Т.И. обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом, паспорта безопасности газовых котельных по <адрес>, после чего направить их для утверждения руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом.
Требование мотивировано тем, что администрацией Бердюжского муниципального района, на основании протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, ИП ФИО1 передано муниципальное имущество по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № на срок 2 года.
В соответствии с условиями договора аренды № администрация Бердюжского муниципального района передала ИП ФИО1 объекты коммунальной инфраструктуры (тепло и водоснабжение) с оборудованием, в том числе, газовые котельные по <адрес> для исполнения коммунальных услуг.
На основании имеющихся паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, вышеуказанным котельным присвоена низкая категория опасности.
В ходе проверки проектов документов по актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК Управлением Росгвардии по <адрес>, выявлены значительные несоответствия требованиям нормативной базы в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по <адрес>.
Согласно информации Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ паспорта безопасности на вышеуказанные котельные для рассмотрения и согласования не поступали.
Не смотря на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> введен режим (уровень базовой готовности) с целью реализации усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК не соблюдены.
Реализуя полномочия, предоставленные ст. 45 ГПК РФ, прокурор района обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом заявления об уточнении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Бердюжского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Первый заместитель главы района ФИО5 направил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения заявленных требований не возражал (л.д.141).
Представитель ответчика ИП ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что котельные, указанные в исковом заявлении, переданы по договору аренды муниципального имущества ИП ФИО1 Указанный договор является законным основанием владения ИП ФИО1 объектами топливно-энергетического комплекса, но в настоящее время, решением Арбитражного суда <адрес> данный договор признан незаконным. Однако, решение суда не вступило в законную силу, поскольку обжалуется. В настоящее время идет спор о законности владения объектами ТЭК.
Полагает, что ИП ФИО1 не вправе согласовать с указанными в заявлении органами паспорта безопасности котельных, поскольку это государственные органы согласовывают данные паспорта. В связи с чем, в данной части иск не признает, то есть в той формулировке, которая изложена в исковом заявлении. Считает, что предприниматель может направить на согласование паспорта безопасности, а решение о согласовании, либо об отказе в согласовании принимает государственный орган, который указан в исковом заявлении. После согласования, законный владелец утверждает паспорта безопасности объектов ТЭК.
Также пояснил, что паспорта безопасности котельных уже разработаны. Акты категорирования и акты обследования котельных составлены ДД.ММ.ГГГГ. В ближайшие дни начнется процесс согласования паспортов безопасности объектов ТЭК.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – Федеральный закон № 256-ФЗ) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Следовательно, котельные являются объектами топливно-энергетического комплекса.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (п. 11 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ, субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом. Копия паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса направляется субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности или ином законном основании таким объектом, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган публичной власти федеральной территории.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что администрацией Бердюжского муниципального района, на основании протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, ИП ФИО1 передано муниципальное имущество по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Договор аренды №) на срок 2 года (л.д.44-69).
В соответствии с условиями Договора аренды № администрация Бердюжского муниципального района передала ИП ФИО1 объекты коммунальной инфраструктуры (тепло и водоснабжение) с оборудованием, в том числе, газовые котельные по <адрес>, для исполнения коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор аренды признан недействительным (л.д.88-111), вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела данное решение суда не вступило в законную силу в связи с поступлением апелляционной жалобы администрации Бердюжского муниципального района (л.д.112-113).
Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела ИП ФИО1 владеет объектами ТЭК (газовыми котельными по <адрес>) на законном основании – на основании договора аренды.
В ходе проверки проектов документов по актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК Управлением Росгвардии по <адрес>, были выявлены значительные несоответствия требованиям нормативной базы в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по <адрес>.
Решениями антитеррористической комиссии Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1, эксплуатирующей объекты ТЭК, было рекомендовано продолжить выполнение мероприятий по улучшению антитеррористической защищенности двух котельных (л.д.17-19, 23-24).
Из информации администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23-24) и пояснений представителя ответчика ФИО3, следует, что ИП ФИО1 проведена работа по разработке паспортов безопасности котельных. ДД.ММ.ГГГГ составлены акты категорирования и акты обследования котельных. На согласование с уполномоченным лицом паспорта безопасности объектов ТЭК не направлялись.
Из информации Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.20-22) следует, что акты обследования, акты категорирования и проекты паспортов безопасности оформленные в соответствии с требованиями законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК для рассмотрения и согласования в Управление не поступали.
Между тем, несвоевременное исполнение субъектами ТЭК обязанностей по актуализации паспортов безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса на защиту от актов незаконного вмешательства исходя из целей и задач обеспечения безопасности объектов ТЭК, определенных в ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ.
До настоящего времени паспорта безопасности на вышеуказанные газовые котельные с уполномоченным лицом не согласованы, руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на законном основании объектами, не утверждены.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, ИП ФИО1, владеющая на данный момент на законном основании объектами ТЭК, обязана согласовать с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом, паспорта безопасности газовых котельных по <адрес>, после чего направить их для утверждения руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскивает государственную пошлину с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лоось Татьяне Ивановне о возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом, паспорта безопасности газовых котельных по <адрес>, после чего направить их для утверждения руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом - удовлетворить в полном объеме.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом, паспорта безопасности газовых котельных по <адрес>, после чего направить их для утверждения руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лоось Татьяны Ивановны в доход местного бюджета Бердюжского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционных жалобы, представления через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения.
Решение в окончательной форме вынесено судом 28 августа 2023 года.
Судья Ю.С. Тарасова