Дело № 2-318/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления имущественных отношений к Администрации Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо Управление Росреестра по Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Сальского района Ростовской области обратилось в суд с иском к Администрации Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области, третье лицо Управление Росреестра по Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указывая, что на основании между Муниципальным образованием «Сальский район» в лице Управления имущественных отношений Сальского района и Рыжковым И.С. был заключен договор аренды от датаа № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, разрешенное использование: сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных, площадью 129542,0 кв. м, с КН №. Срок действия договора устанавливался с 20.09.2017 по 20.09.2020 г.
С 01.01.2017 года полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками от имени муниципального образования «Сальский район» наделено Управление имущественных отношений Сальского района.
В августе 2020 <адрес> имущественных отношений Сальского района было подано в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» заявление о прекращении аренды (погашении регистрационной записи об аренде в связи с истечением указанного в договоре аренды недвижимости срока). Более того, в соответствии с проектом землеустройства совхоза «Октябрьский» Сальского района Ростовской области 1992 года, земельный участок с КН № находится на землях, переданных в собственность граждан и Администрация Сальского района не была уполномочена на распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности.
Вышеуказанный земельный участок был ошибочно сформирован на землях, переданных гражданам на праве собственности и поставлен на кадастровый учет, а первичные собственники участка не могут им распоряжаться по своему усмотрению, чем нарушены их права.
В 2019 году Администрация Сальского района обращалась в Управление Росреестра с заявлением о снятии аналогичного земельного участка с кадастрового учета, но получила отказ от 26.07.2019 №, так как земельный участок не является ранее учтенным и не подлежит снятию с ГКУ в соответствии с ч. 3 ст. 41 № 218-ФЗ.
Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания для снятия спорного объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета в административно-заявительном порядке.
В соответствии со статьей 13 ГПК РФ и пунктом 5 части 2 статьи 14 № 218-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка КН № будет являться документом-основанием для осуществления органом регистрации прав соответствующих учетно-регистрационных действий.
Администрация Сальского района является номинальным правообладателем земельного участка КН №, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, площадью 129542,0 кв.м.
Истец просит снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, КН №, S: 129542,0 кв.м., разрешенное использование: сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных.
Истец, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в судебном заседании представитель участия не принимал, посредством поступившего ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24).
Ответчик, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, представитель в судебное заседание не явился, посредством поступившего объяснения просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований истца не возражал (л.д. 27).
В связи с реорганизацией ППК "Роскадастр" путем присоединения к Компании ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", в целях оптимизации деятельности Компании на основании статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №, Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №, и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. № "О публично-правовой компании "Роскадастр», считать надлежащим третьи лицом по делу ППК "Роскадастр".
Третье лицо ППК "Роскадастр", о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, представитель в назначенное судом время не явился, отзыв на исковое заявление в адрес суда не поступал.
Согласно общедоступной информации в сети «Интернет» расположенной Автоматизированной системой ГАС «Правосудие», на официальном сайте salsky.ros@sudrf.ru, имеется информация о рассмотрении данного гражданского дела. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд пришел к следующим выводам:
В силу положений ст.ст.8, 8.1 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", утратили силу ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Администрации Сальского района от 14.07.2017 № «О предоставлении по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, разрешенное использование: сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных, площадью 129542,0 кв. м, с кадастровым №, в аренду без проведения торгов», подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 11).
Между Муниципальным образованием «Сальский район» в лице Управления имущественных отношений Сальского района и Рыжковым И.С. был заключен договор аренды от 20.09.2017 № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, разрешенное использование: сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных, площадью 129542,0 кв. м. КН №. Срок действия договора устанавливался с 20.09.2017 по 20.09.2020 г.(л.д.14-18)
Согласно положений п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
П. 3 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с п. 3 и п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 688 от 20 августа 2009 года, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Пунктами 9.1 и 9.2 указанной выше Инструкции предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка и его площадь, основная характеристика объекта недвижимости.
В августе 2020 г. Управлением имущественных отношений Сальского района было подано в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» заявление о прекращении аренды (погашении регистрационной записи об аренде в связи с истечением указанного в договоре аренды недвижимости срока). Более того, в соответствии с проектом землеустройства совхоза «Октябрьский» Сальского района Ростовской области 1992 года, земельный участок КН № находится на землях, переданных в собственность граждан и Администрация Сальского района не была уполномочена на распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности.
Вышеуказанный земельный участок был ошибочно сформирован на землях, переданных гражданам на праве собственности и поставлен на кадастровый учет, а первичные собственники участка не могут им распоряжаться по своему усмотрению, чем нарушены их права.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Основанием предъявления требований о снятии с государственного кадастрового учета указанного выше объекта недвижимого имущества истец указывает на то, что земельный участок ошибочно сформирован на землях, переданных в общую долевую собственность граждан и поставлен на кадастровый учет, границы которого пересекает границы земельного участка переданного в общую долевую собственность, собственники долей не могут распоряжаться земельным участком, находящимися в общей долевой собственности по своему усмотрению, чем и нарушены их права.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения (статья 12 ГК РФ, пункт 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает приведенные истцом в обосновании требований доводы заслуживают внимание. нашли полное объективное подтверждение и исходя из того, что при формировании земельных участков расположенных по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, разрешенное использование: сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных, площадью 129542,0 кв. м. КН №, сформированы на землях, переданных в общую долевую собственность граждан, что привело к невозможности осуществления собственниками выдела земельных участок в счет земельной доли, требования подлежат удовлетворению, а земельный участок КН № подлежит снятию с кадастрового учета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале № с условным центром в <адрес>, КН №, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных общей площадью 129542,0 кв.м.;
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.
Председательствующий - подпись