Дело №2-241/2024
77RS0002-02-2023-008023-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сосногорск, Республика Коми | 02 февраля 2024 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сообцоковой К.М.,
при секретаре Пятышевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить действие,
установил:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД», Общество) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать проведение капитального ремонта тепловозов серии ЧМЭ3 №№, №. В обоснование требований указано, что невыполнение указанных требований может повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности железнодорожного подвижного состава и грузов.
Определением Басманного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело передано по подсудности на рассмотрение в Сосногорский городской суд Республики Коми.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора ФИО2 от требований об обязании ОАО «РЖД» организовать проведение капитального ремонта тепловозов серии ЧМЭ3 №№, № отказалась, поскольку по тепловозу № календарный срок эксплуатации с даты последнего ремонта составляет 2,10 лет, а тепловоз № в настоящее время направлен на капитальный ремонт. Производство по делу в указанной части прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части помощник прокурора ФИО2 на требованиях настаивала.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 требования не признала, в обоснование своей позиции пояснила, что при определении срока капитального ремонта тепловозов необходимо руководствоваться Положением о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р, в соответствии с которым капитальный ремонт тепловозов подлежит проведению каждые 12 лет.
Представитель МТУ Ространснадзора по СЗФО ФИО4 позицию прокурора поддержал, указал, что капитальный ремонт тепловозов должен производиться в соответствии с технической документацией.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу.
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования установлены Федеральным законом от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон №17-ФЗ).
В силу с ч. 1 ст. 2 Закона №17-ФЗ под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона №17-ФЗ, обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ч.1 ст. 17 Закона №17-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 23.06.2022 №250 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Правила №250).
В соответствии с п. 2 Правил № 250, правила и приложения к ним обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожных путей, сооружений и устройств инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования и находящихся на них сооружений и устройств, железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и работниками железнодорожного транспорта.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в Эксплуатационном локомотивном депо Сосногорск - филиала ОАО «РЖД» (далее - Депо) Сосногорской транспортной прокуратурой выявлены нарушения требований действующего законодательства при производстве ремонта железнодорожного подвижного состава и его эксплуатации.
Как следует из материалов дела, на балансе Депо состоят, в том числе, тепловозов серии ЧМЭЗ №№, №
Правилами №250 установлено, что сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной, конструкторской и эксплуатационной документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию (п. 13).
Эксплуатируемый на железнодорожном транспорте железнодорожный подвижной состав должен проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, соответствовать требованиям по охране труда, экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в сроки, установленные ремонтной и эксплуатационной документацией (п. 129).
На инфраструктуре и железнодорожных путях необщего пользования запрещается эксплуатация железнодорожного подвижного состава и его составных частей, в т.ч. не соответствующих требованиям эксплуатационной документации и Правилам (абз. 4 п. 130).
Ответственными за содержание в исправном техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, соблюдение периодичности выполнения планово-предупредительных ремонтов, за соблюдение назначенного срока службы (ресурса) железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава. Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) осуществляет контроль соблюдения указанных требований при эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей (абз. 9 - 10 п. 130).
Инструкцией по эксплуатации и уходу за тепловозом ЧМЭ 3, разработанной ЧКД Прага, отраслевое предприятие завод Локомативка-Соколово (далее - Инструкция по эксплуатации), предусмотрено определение заводского ремонта, в соответствии с которым заводской ремонт состоит в периодическом восстановлении рабочих и тяговых свойств тепловоза, причем указанные свойства должны быть равноценны свойствам тепловоза. Во время заводского ремонта производится в большем объёме ремонт изношенных деталей или их замена новыми. В процессе ремонта весь тепловоз и все его агрегаты, и узлы демонтируются с целью точного определения степени износа, зазоров, повреждений, трещин и других дефектов. Производится возобновление окраски всего тепловоза
Заводской ремонт для маневровых тепловозов проводится при продолжительности эксплуатации не более 6 лет.
В «ГОСТ 32884-2014. Межгосударственный стандарт. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава. Термины и определения», введенным в действие приказом Госстандарта от 27.10.2014 № 1432-ст (далее - ГОСТ 32884-2014), отражена система понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Капитальный ремонт железнодорожного подвижного состава - ремонт, выполняемый для восстановления исправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса железнодорожного подвижного состава с заменой или восстановлением любых его элементов конструкции, включая базовые (п. 59 ГОСТ 32884-2014).
Средний ремонт железнодорожного подвижного состава - ремонт, выполняемый для восстановления исправного состояния и частичного восстановления ресурса железнодорожного подвижного состава с заменой или восстановлением отдельных составных элементов его конструкции, предусмотренного объемом этого ремонта (п. 59 ГОСТ 32884-2014).
На основании анализа вышеуказанных определений, а также Руководства по эксплуатации ЧМЭЗ, следует, что эксплуатационной документацией завода изготовителя тепловоза ЧМЭЗ предусмотрен только капитальный вид ремонта тепловоза с периодичностью - для маневровых тепловозов при эксплуатации не более 6 лет.
Вопреки данным требованиям: распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №/р «О внесении изменений в распоряжение ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №/р» утверждён перечень локомотивов, участвующих в испытаниях по увеличению норм периодического проведения текущих, средних и капитальных ремонтов локомотивов при сохранении требуемого уровня безопасности. В данный перечень включены локомотивы серии ЧМЭЗ №№, № приписки Эксплуатационного локомотивное депо Сосногорск - СП Северной дирекции тяги - СП Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»; распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №/р «О внесении изменений в распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р и от ДД.ММ.ГГГГ №р и признании утратившими силу некоторых документов ОАО «РЖД» утверждены изменения в Положение о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО РЖД» ДД.ММ.ГГГГ №р (далее - Положение).
В таблице 3 приложения № 2 Положения «Нормы периодичности технического обслуживания и ремонта магистральных локомотивов, использующихся в маневровой работе, в хозяйственном, вывозном и передаточном движении, а также маневровых тепловозов» установлены виды и периодичность технического обслуживания и ремонтов маневровых тепловозов серии ЧМЭЗ всех индексов с дизель-генератором K6S310DR. Так, периодичность проведения среднего ремонта - 6 лет; капитального ремонта - 12 лет.
В ходе проведения Сосногорской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта были выявлены маневровые тепловозы серии ЧМЭЗ с просроченным капитальным ремонтом, срок последнего капитального ремонта которых составляет более 6 лет.
В целях устранения нарушений требований законодательства РФ прокурором 25.11.2022 Депо вносилось представление №23/1-3-2022 об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора начальник Депо ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ по нарушениям, выявленным в ходе прокурорской проверки.
При этом нарушения до настоящего времени не устранены.
Доводы стороны ответчика, что при определении срока капитального ремонта тепловозов необходимо руководствоваться Положением о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 №2796р, в соответствии с которым капитальный ремонт тепловозов подлежит проведению каждые 12 лет, основывается на документах, представленных ответчиком, суд с данным доводом согласиться не может.
Из Инструкции по эксплуатации следует, что обслуживание железнодорожного состава предполагает выявление неисправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса железнодорожного подвижного состава с заменой или восстановлением любых его элементов конструкции, при необходимости, проведения ремонтных работ в отношении поврежденных элементов (деталей, механизмов и т.п.).
При таких обстоятельствах суд считает, что текущие ремонтные работы не могут являться надлежащей заменой капитального ремонта тепловозов. Замена капитальных ремонтных работ иными ремонтными работами Инструкция по эксплуатации не предусмотрена.
Между тем в отношении тепловозов, на проведении капитального ремонта которых настаивает транспортный прокурор, капитальный ремонт не осуществлялся на протяжении более 6 лет при нормативном сроке 6 лет, то есть срок проведения ремонта превышен.
Ответчиком представлен график ремонта, в том числе спорных тепловозов, на 1 квартал 2024 года, согласно которому два тепловоза №№, № будут направлены на капитальный ремонт в конце февраля 2024 года. При этом, составление графика ремонтных работ не доказывает непосредственную организацию и проведение капитального ремонта.
Бездействие Общества влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на предоставлении безопасных для жизни и здоровья услуг по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности является одной из важнейших функций государства.
Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми и должны быть устранены Обществом.
При таких обстоятельствах требования Сосногорского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать проведение капитального ремонта тепловозов серии ЧМЭЗ №№, №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – К.М. Сообцокова