Дело № 2-45/2024 22RS0024-01-2023-000547-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года с. Ключи
Ключевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Северская СОШ», администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Северская СОШ», администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, указав, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что дошкольные группы МБОУ «Северская СОШ» не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства являются недопустимыми и создают предпосылки для совершения террористических актов, несут угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих дошкольное учреждение. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора школы вносилось соответствующее представление, которое признано обоснованным, однако выявленные нарушения законодательства не устранены до настоящего времени. Просит обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование указанных мероприятий, обязать МБОУ «Северская СОШ» в трехмесячный срок с момента выделения финансирования осуществить данные мероприятия.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 уточнила исковые требования в части срока исполнения требуемых мероприятия до ДД.ММ.ГГГГ, остальные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> участия не принимал, согласно отзыву с учетом уточнений срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ требования признает.
Представитель ответчика МБОУ «Северская СОШ», представитель третьего лица комитета администрации <адрес> по образованию в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пом. прокурора, исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а, б» п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Подпунктом «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 определено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно Уставу МБОУ «Северская СОШ» (л.д. 8-23) данное учреждение является образовательной организацией (п. 1.2 Устава). Школа имеет структурное подразделение – дошкольные группы, расположенные по адресу: <адрес>, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности уровня дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1.4 Устава).
В соответствии с п.п. «г» п. 13 Требований к антитеррористической защищенности, дошкольные группы МБОУ «Северская СОШ» является объектом четвертой категории опасности.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение пп. «д» п. 24 Требований дошкольные группы МБОУ «Северская СОШ» не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения было направлено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта (л.д. 27-29). Вместе с тем, нарушения, изложенные в представлении до настоящего времени не устранены (л.д. 30, 35).
Согласно информации директора МБОУ «Северская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений в администрацию <адрес> была подана заявка на финансирование указанных мероприятий на сумму 62 631 рубль 31 копейка (л.д. 30, 33), до настоящего времени указанные нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены.
В соответствии с Уставом МБОУ «Северская СОШ» учредителем школы и собственником имущества школы является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются комитетом по образованию администрации <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет муниципальное образование <адрес> (п.1.3 Устава).
Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе и те мероприятия, которые являются предметом настоящего иска
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения, с учётом установлениях в судебном заседании обстоятельств и объёма необходимой работы, до ДД.ММ.ГГГГ в части финансирования и в 3-месячный срок с момента выделения финансирования для осуществления мероприятий по обследованию технического состояния зданий, будет являться разумным и достаточным, поскольку судом принято во внимание, что выявленные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания дошкольных групп МБОУ «Северская СОШ» (<адрес>) системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МБОУ «Северская СОШ» в трехмесячный срок с момента выделения финансирования осуществить мероприятия по оборудованию здания дошкольных групп МБОУ «Северская СОШ» (<адрес>) системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья: В.И. Шевченко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: В.И. Шевченко