Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело №33а-10472/2021
№ 2а-1423/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2021 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Ромадановой И.А., Сивохина Д.А.,
при секретаре Тураншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 апреля 2021 года по административному делу №2а-1423/21 по иску Назаровой В.И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самары Жуковой М.Б., пояснения представителя административного ответчика Назаровой В.И.(по доверенности) Екатерининой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назарова В.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указала, что распоряжениям Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.02.2021 г. № ей было отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов. Она обращалась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов на 20 лет. Департамент градостроительства г.о. Самара издал распоряжение от 3.11.2020 г. № предварительном согласовании предоставления земельного участка. Она заключила с кадастровым инженером договор подряда на изготовление межевого плана испрашиваемого земельного участка. Управление Росрестра по Самарской области осуществило постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учёт, присвоен кадастровый №. ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства на 20 лет, указав в заявлении, что акт согласования местоположения границ земельного участка ранее предоставлялся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. На основании изложенного, административный истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.02.2021 г. №
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16 апреля 2021 года постановлено: «Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Назаровой В.И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.02.2021 г. №
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению от 19.01.2021 г. № о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары» (л.д. 125-130).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 134-137).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самары Жукова М.Б. просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель административного ответчика Екатеринина М.В. просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закон Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле" гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями; 2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; 3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Из материалов дела следует, что распоряжением от 3.11.2020 г. № Департамент градостроительства г.о. Самара предварительно согласовал предоставление истице в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес> площадью 581 м2, для индивидуального жилищного строительства (л.д. 38-39). Тем же распоряжением утверждена схема расположения земельного участка (л.д. 40-41).
03.12.2020 г. на основании указанного выше административного акта земельный участок был сформирован (поставлен на кадастровый учёт), присвоен кадастровый № (л.д. 44-52).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением № о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства (л.д. 42-43).
В качестве основания предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов истица указала на пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ (предоставление земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ) и ст.9.1 Закона Самарской области «О земле», в силу которой гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных ст.13 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
3) ранее заявителю земельный участок по тому же основанию в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Распоряжением от 18.02.2021 г. № Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истице в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по основанию, предусмотренному п.1 ст.39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов), сославшись на то, что земельный участок относится к территории общего пользования (л.д.15).
Разрешая спор и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, административный ответчик уже предварительно согласовал на основе имеющегося акта согласования границ испрашиваемого земельного участка его предоставление истице, решение ответчика стало основанием для формирования испрашиваемого земельного участка в соответствующих границах. Это решение не отменено и недействительным не признано. Спора по границам с соседними землепользователями не иметься, поскольку испрашиваемый земельный участок граничит с земельными участками, границы которых уже установлены в порядке, предусмотренным земельным законодательством.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом акт согласования местоположения границ земельного участка, подтверждающего согласование местоположения границ всеми заинтересованными лицами, с заявлением от 19.01.2021 г. № не представлен, выводы суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №, имеет смежные границы с земельными участками с кадастровыми номерами: № №.
В ходе судебного разбирательства, судом первой инстанции установлено, что акт согласования границ испрашиваемого земельного участка предоставлялся истицей ответчику в оригинале с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и имеется у ответчика (л.д. 36-37). В силу п.2 ст.39.17 ЗК РФ при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка не требуется предоставление тех документов, которые направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.43 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учёте в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учёта вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учёте изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Из утверждённой ответчиком схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории усматривается, что испрашиваемый земельный участок действительно граничит с земельными участками с кадастровыми номерами №. Однако границы всех этих земельных участков установлены в порядке, предусмотренном земельным законодательством, равно как и границы испрашиваемого истицей земельного участка с кадастровым номером №. Уточнение местоположения границ испрашиваемого земельного участка при его предоставлении не производится, тем более, не происходит внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках. Соответственно, требование о необходимости личных подписей собственников смежных земельных участков в акте согласования не действует. Эти подписи, как недвусмысленно следует из закона, необходимы в тех случаях, когда происходит внесение изменений в сведения о принадлежащих этим лицам земельных участках, подписи этих лиц в акте согласования рассматривается законодателем как выраженное их согласие на внесение таких изменений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование ответчика о внесении в акт согласования границ земельного участка, личных подписей собственников смежных земельных участков, не основано на законе.
У судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Кроме того оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы о том что административным истцом не подтверждено право на предоставление испрашиваемого в аренду земельного участка без проведения торгов в первоочередном порядке не имеется. Указанные обстоятельства судом первой инстанции исследованы.
Представленные в материалы дела документы подтверждающие возможность предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого распоряжения от 18.02.2021 г№ судом первой инстанции достоверно установлена и подтверждается материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого в аренду земельного участка без проведения торгов в первоочередном порядке не имелось, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, оспариваемое распоряжение нельзя признать законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи