Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-491/2024 ~ М-60/2024 от 09.01.2024

дело № 2-491/2024

***

***

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2024 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

при секретаре Цветковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» Костюкову А.Ю. о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» (далее – ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району», Учреждение) обратилось в суд с исковым заявлением к Костюкову А.Ю. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований истец указал, что *** ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» принято решение о назначении выплаты ответчику адресной государственной социальной помощи (далее - АГСП) на основании социального контракта в размере 350 000 рублей единовременно в период с *** по ***. Учреждением с участием Костюкова А.Ю. разработана и утверждена программа социальной адаптации на период с *** по ***, содержащая мероприятия по социальной адаптации и предусматривающая получателем АГСП отчетности по исполненным пунктам плана.*** между сторонами заключен социальный контракт на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), по условиям которого Костюков А.Ю. обязан выполнять мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и ежемесячно предоставлять в Учреждение документы, подтверждающие факт выполнения данных мероприятий. В ходе исполнения обязательств истцом произведены перечисления в размере 350 000 рублей на личный счет, открытый в АО «Россельхозбанк».

По состоянию на *** года Костюков А.Ю. не исполнил условия социального контракта и не предоставил сведения о ходе исполнения программы социальной адаптации. *** Учреждением принято решение о прекращении выплат АГСП ответчику. В связи с нарушением Костюковым А.Ю. условий социального контракта, истцом в адрес ответчика направлено письмо с предложением о добровольном возмещении неправомерно полученной суммы АГСП, однако, до настоящего времени денежные средства последней не возвращены. Просил суд взыскать с Костюкова А.Ю. денежные средства в виде излишне выплаченной суммы АГСП в размере 350 000 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против вынесения заочного решения не возражал.

Ответчик Костюков А.Ю.. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом по адресу последнего известного места жительства, адресу регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщил, мотивированного мнения по существу предъявленного требования не представил.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

В п. 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, судом были предприняты все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством меры для извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, у суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту регистрации ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении их судом о дате судебного заседания, а расценивается судом как отказ от получения судебного извещения (ч. 2 ст. 117 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст.167, ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Статьей 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Порядок назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотрен Постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 № 102-ПП «О порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта» (действовавший в спорный период) (далее – Порядок).

Указанный порядок разработан во исполнение Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ и Закона № 549-01-ЗМО от 23.11.2004 «О государственной социальной помощи в Мурманской области», принятым Мурманской областной Думой 16.12.2004 и определяет механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории Мурманской области.

Согласно пункту 1.4 Порядка (действовавшего в спорный период), социальный контракт представляет собой письменное соглашение, заключаемое между гражданином и государственным областным учреждением социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области, в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину адресную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации - разработанные учреждением совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, а также виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Обязательными для включения в программу социальной адаптации являются мероприятия: по поиску работы; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и в услугах дошкольного и школьного образования (п. 1.5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6.4. Порядка, социальное пособие, полученное гражданами, заключившими социальный контракт, должно быть использовано исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

Согласно пункту 6.5. Порядка, социальный контракт прекращается, в том числе, в случае нецелевого использования социального пособия, непредставления гражданином отчетных сведений о целевом использовании пособия либо представление их с нарушением сроков (п. п. 6 Порядка); невыполнения гражданином условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п. п. 7 Порядка).

В случае прекращения социального контракта по неуважительным основаниям, указанным в подпунктах 5 - 9 пункта 6.5 Порядка, суммы выплаченной адресной помощи возмещаются заявителем в добровольном порядке. В случае отказа заявителя от добровольного возврата полученных сумм они взыскиваются с заявителя в судебном порядке.

Судом установлено, что *** Костюковым А.Ю. в ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» подано заявление о назначении АГСП на основании социального контракта и бизнес-планом «оказание услуг по перевозке грузов».

В указанном заявлении Костюковым А.Ю. собственноручно указано о перечислении помощи на счет в АО Россельхозбанке.

*** ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» принято решение о назначении заявителю финансовой помощи в размере 350 000 рублей в период с *** по *** единовременно.

*** между ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» и ответчиком заключен социальный контракт, по условиям которого, мероприятием по выходу из трудной жизненной ситуации являются осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Как следует из пункта 1.2 Социального контракта, заключенного между истцом и ответчиком, сотрудничество между Учреждением и Заявителем по реализации программы социальной адаптации, которая прилагается к социальному контракту, в целях стимулирования активных действий Заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение.

При этом такое пособие предназначено обеспечить гражданину надлежащий уровень жизни и необходимый достаток на период действия контракта, в связи с чем, по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.

Пунктом 4.2 Контракта установлена обязанность Костюкова Ю.А. предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме; взаимодействовать со специалистом учреждения, ответственным за заключение и сопровождение социального контракта; ежемесячно представлять куратору документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности в период действия социального контракта; по запросу куратора представлять информацию об условиях жизни его (его семьи) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; возместить учреждению неправомерно полученные денежные средства.

С условиями заключения социального контракта Костюков Ю.А. ознакомлен, о чем свидетельствует его собственноручная подпись.

Срок действия Контракта с *** по *** (п. 6.1 Контракта).

В рамках социального контракта, *** истцом разработана и утверждена программа социальной адаптации.

Из представленного истцом расчета следует, что за период выплат АГСП по социальному контракту, Костюкову А.Ю. произведены выплаты в общем размере 350 000 рублей.

В связи с неисполнением условий социального контракта и программы социальной адаптации, а именно невыполнением обязательства в части предоставления отчета о целевом расходовании денежных средств, ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» принято решение от *** о прекращении социального контракта в одностороннем порядке.

Уведомлением от *** ответчику предлагалось в добровольном порядке возместить полученную сумму в размере 350 000 в срок до *** путем перечисления на счет ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району», однако по состоянию на день рассмотрения дела в суде сведения о возврате отсутствуют.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

Таким образом, при доказанности факта получения ответчиком денежных средств от истца, ответчик должен доказать, что у него имеются вытекающие из закона либо договора правовые основания удерживать у себя данные денежные средства. В противном случае он как лицо, удерживающее данные денежные средства истца без законных оснований, обязан вернуть их как неосновательное обогащение.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину социальной выплаты, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае выплаты в рамках социального контракта, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с *** по *** Костюков А.Ю. не предоставлял документы, подтверждающие целевое расходование денежной выплаты.

Таким образом, суд находит установленным тот факт, что, получив адресную помощь за спорный период, ответчик не отчитался за нее перед Учреждением, следовательно, не исполнил условия социального контракта и программы социальной адаптации в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия Костюкова А.Ю., связанные с неисполнением им условий социального контракта, а именно обязанности по предоставлению сведений о целевом расходовании денежных средств, повлекли за собой необоснованное получение им мер социальной поддержки в общей сумме 350 000 рублей, что нельзя признать правомерными и свидетельствует о недобросовестности ответчика.

Доказательства возникшего на стороне ответчика неосновательного обогащения истцом представлены, ответчиком не опровергнуты.

Суд приходит к выводу, что выплаченная АГСП по социальному контракту Костюкову А.Ю., при нарушении обязательства самого социального контракта, неисполнении разработанной и утвержденной истцом программы социальной адаптации, является неосновательным обогащением ответчика и подлежит взысканию в пользу истца в полном объеме.

Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет в размере, установленном ст. 333.19 НК Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, судья

решил:

исковые требования Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» к Костюкову А.Ю. о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать с Костюкова А.Ю. *** в пользу Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» *** денежные средства в виде излишне выплаченной суммы АГСП на основании социального контракта в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Костюкова А.Ю. *** государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Кольский район в размере 6 700 (шесть тысяч семьсот) рубль 00 копеек.

Ответчик вправе подать в Кольский районный суд Мурманской области заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Ответчиком также заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

***

***

Судья Н.А. Иванова

***

***

***

2-491/2024 ~ М-60/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГОКУ "ЦСПН по Кольскому району"
Ответчики
Костюков Андрей Юрьевич
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Иванова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.08.2024Дело оформлено
30.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее