Дело 70RS0001-01-2023-002758-28
Производство № 2-2247/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.,
при секретаре Сафиулиной И.А., которая также является помощником судьи,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора г.Томска Томской области Кривошеевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г.Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о выделении финансирования, к МАОУ СОШ №42 г.Томска о возложении обязанности оснастить объект системой охранной сигнализации,
установил:
прокурор г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних с иском к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о выделении не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу МАОУ СОШ №42 г.Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению объекта, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Елизаровых, 47, системой охранной сигнализации, к МАОУ СОШ №42 г.Томска о возложении обязанности оснастить указанный объект, системой охранной сигнализации в срок, не позднее 3 месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки выявлены нарушения в МАОУ СОШ №42 г.Томска, расположенном по адресу: /________/, законодательства об антитеррористической защищенности. Указанный объект не оснащен системой охранной сигнализации. 01.06.2023 прокурором г.Томска внесено директору МАОУ СОШ №42 г.Томска представление об устранении требований антитеррористического законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства в данной сфере не устранены. Указанное отрицательно сказывается на антитеррористической защищенности образовательных организаций и ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних и персонала образовательных организаций.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора г.Томска Томской области Кривошеева В.С. требования поддержала в полном объеме, обратив внимание на то, что нарушение не устранено.
Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска извещено надлежащим образом, представителя не направило, содержится просьба рассмотреть бело без участия представителя. Представлен отзыв, из которого следует, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Полномочия по распоряжению финансами муниципального образования «Город Томск» обладает департамент финансов администрации Города Томска. В связи с чем, именно департамент финансов администрации Города Томска по данному делу является надлежащим ответчиком, на который может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению охраны здания МАОУ СОШ №42 г.Томска. Кроме того, указано, что письмом департамента образования администрации Города Томска сообщено, что потребность в финансировании будет учтена в проекте бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. В бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы денежных средств на осуществление мероприятий по обеспечению МАОУ СОШ №42 г.Томска системами охранных сигнализаций не предусмотрено. В настоящее время в МАОУ СОШ №42 г.Томска имеются система видеонаблюдения и системы передачи тревожных сообщений (тревожная кнопка) в подразделении войск национальной гвардии Российской Федерации. Во время учебного года охрана учреждений осуществляется сотрудниками частных охранных организаций. В МАОУ СОШ №42 г.Томска также имеется система контроля и управления доступом. Учитывая указанное, просят в иске отказать в полном объеме.
Третье лицо департамент образования администрации Города Томска, извещено надлежащим образом, представителя не направило, содержится просьба рассмотреть бело без участия представителя. Представлены возражения, в которых в силу действующего законодательства прямой обязанностью органов местного самоуправления г.Томска и расходным обязательством муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска является финансирование расходов на финансирование мероприятий по охране объекта. Потребность в финансировании для осуществления мероприятий по оснащению МАОУ СОШ №42 г.Томска охранной сигнализацией будет учтена в проекте бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Потребность в финансировании составляет приблизительно 900000 руб.
В судебном заседании 09.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов администрации Города Томска.
Третье лицо департамент финансов администрации Города Томска, извещено надлежащим образом, представителя не направило, содержится просьба рассмотреть бело без участия представителя. В отзыве указано на то, что осуществление мероприятий по обеспечению охраной муниципальных общеобразовательных учреждений относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. Получатель бюджетных средств самостоятельно распределяет свои расходы по статьям за исключением обязательных значений при формировании субсидии на выполнение муниципального задания Полагают, что нарушений по стороны муниципального образования «Город Томск» не допущено, поскольку субсидия, рассчитанная в соответствии с нормативом, выделяется согласно графику в полном объеме, руководством общеобразовательного учреждения непринято мер по распределению доведенных ассигнований на выполнение мер по охране в соответствие с действующими требованиями. С учетом требований законодательства, регулирующего бюджетный процесс, права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска не нарушены.
Ответчик МАОУ СОШ №42 г.Томска извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направил.
Суд, заслушав объяснения представителя процессуального истца, изучив представленные доказательства, определив на основании ст.167 ГПК Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом исходит из следующего.
В силу ч. 1, 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.
Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 4 и п. "6" ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. 3. 3.1 ст. 5, п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), форма паспорта безопасности объектов, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (п. 2 Требований).
Согласно подп. "г" п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях)
В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
На основании п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В силу подп. "в" п. 13 Требований к объектам (территории) третьей категории опасности относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.
В силу ч. 1, 2 ст. 123.22 ГК Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" установлено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ч. 8, 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ).
На основании п.3 ст.4 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.1.3 Устава МАОУ СОШ №42 г.Томска является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренной законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Томск» в сфере образования. Организационно-правовая форма: учреждение. Тип учреждения: автономное.
Учредителем и собственником имущества МАОУ СОШ №42 г.Томска является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (п.1.7 Устава).
В силу п.1.8 Устава от имени МАОУ СОШ №42 г.Томска в отношениях с учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска.
Согласно п. 1.16 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Томской области, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", а также настоящим Уставом.
В соответствии с п. 1.26.3 Устава Учреждение несет ответственность в установленном законодательства Российской Федерации порядке за качество образования своих воспитанников, а также за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения.
Учреждение выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами основной деятельности. Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным, Учреждение не вправе отказаться от его выполнения (п. 1.24, 2.4, 2.5 Устава).
К компетенции Учредителя в части управления Учреждением относятся, в том числе, формирование и установление муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания, осуществление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью Учреждения (п. 4.1.8, 4.1.15 Устава).
На оснвоании п. 8.9 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования "Город Томск" на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ); субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования "Город Томск" на иные цели; бюджетные инвестиции; доходы полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, и приобретённое за счет этих доходов имущество; средства от оказания платных образовательных услуг; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно акту проверки от 01.06.2023 установлено, что МАОУ СОШ №42 г.Томска осуществляет деятельность в корпусе, расположенном по адресу: /________/. Указанному объекту согласно паспорту безопасности присвоена 3 категория опасности. В МАОУ СОШ №42 г.Томска в числе прочих нарушений установлено отсутствие охранной сигнализации, несоблюдение требований антитеррористической защищенности объекта.
По результатам данной проверки 01.06.2023 прокуратурой г.Томска директору МАОУ СОШ №42 г.Томска внесено представление /________/ об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором указано на принятие мер по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им сопутствующих, и недопущении подобных нарушений в будущем.
21.06.2023 МАОУ СОШ №42 г.Томска в ответ на указанное представление сообщило о том, что помимо иного, направлено письмо начальнику департамента образования с просьбой о выделении денежных средств для установки охранной сигнализации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно подп. "а" п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с подп. "г" п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом "а" п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Как следует из письма департамента образования администрации Города Томска от 17.07.2023 /________/ в настоящее время в МАОУ СОШ №42 г.Томска имеются система видеонаблюдения и система передачи тревожных сообщений (тревожная кнопка) в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); во время учебного года охрана учреждений осуществляется сотрудниками частных охранных организаций; также имеется система контроля и управления доступом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения охраны образовательного учреждения МАОУ СОШ №42 г.Томска путем осуществления мероприятий по оснащению учреждения системой охранной сигнализации, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается ее отсутствие, а потому существующая в МАОУ СОШ №42 г.Томска охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень защиты образовательного учреждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.
Суд также приходит к выводу, что надлежащая охрана МАОУ СОШ №42 г.Томска необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае МАОУ СОШ №42 г.Томска не обеспечена комплексная безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, ввиду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.
Таким образом, требования прокурора г. Томска о возложении обязанности на МАОУ СОШ №42 г.Томска не позднее трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности оснастить объект, расположенный по адресу: /________/, системой охранной сигнализации, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.
В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленное и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.
В соответствии с п. 4.2. постановления администрации Города Томска от 09.12.2015 №1215 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями" (далее - Порядок) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования "Город Томск" на основании расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Муниципальное задание формируется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период в отношении муниципальных автономных учреждений органами администрации Города Томска (администрацией Города Томска), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных учреждений (далее - уполномоченный орган) (п. 1.2. Порядка).
Таким образом, с учетом того, что МАОУ СОШ №42 г.Томска осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, формируемого и утверждаемого Учредителем, а учредителем МАОУ СОШ №42 г.Томска является муниципальное образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска, довод представителя ответчика о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, не обоснован.
На основании вышеизложенного, суд полагает требования о возложении обязанности на муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска обеспечить финансирование МАОУ СОШ №42 г.Томска для осуществления мероприятий по обеспечению объекта, расположенного по адресу: /________/, системой охранной сигнализации, подлежащими удовлетворению.
При этом, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по антитеррористической защищенности, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями ответчиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, суд считает правильным удовлетворить требования прокурора, установив срок обеспечения МАОУ СОШ №42 г.Томска системой охранной сигнализации не позднее трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, а муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска срок выделения финансирования для осуществления указанных мероприятий не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о выделении финансирования, к МАОУ СОШ №42 г.Томска о возложении обязанности оснастить объект системой охранной сигнализации удовлетворить.
Возложить на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанность выделить не позднее 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу МАОУ СОШ №42 г.Томска финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению объекта, расположенного по адресу: /________/, системой охранной сигнализации.
Возложить на МАОУ СОШ №42 г.Томска обязанность оснастить объект, расположенный по адресу: /________/, системой охранной сигнализации в срок, не позднее 3 месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк
Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2023.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк