Дело №2-636/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес>
Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в
составе: председательствующего – Бозиева А.И.,
при секретаре – ФИО2,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Эльбрусского
района КБР-ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района и к местной администрации Эльбрусского муниципального района, об обязании совершить определенные действия в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
<адрес> КБР обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит: возложить на местную администрацию Эльбрусского муниципального района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района обязанность организовать проведение работ по оборудованию в здании учреждения оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно - выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» после поступления финансирования из местной администрации Эльбрусского муниципального района в течении месяца.
В ходе проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № введен в действие "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23166-99).
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
При этом изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Проверкой установлено, что на оконных блоках МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.
Не оборудование оконных блоков замками безопасности повышает риск неправомерного проникновения на данный объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также является нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Таким образом, несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района на охрану здоровья.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района и представитель ответчика Местной администрации Эльбрусского муниципального района КБР, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца - помощника прокурора ФИО3, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неисполнение образовательным учреждением обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В ходе проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района выявлены нарушения законодательства о безопасности несовершеннолетних, а именно: на оконных блоках МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.
В связи с чем, не оборудование оконных блоков МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района замками безопасности повышает риск неправомерного проникновения на данный объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также является нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Таким образом, несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивает права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района на охрану здоровья.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона 273-03 к компетенции образовательной организации в установленной сфере дельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> КБР подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> КБР удовлетворить.
Обязать местную администрацию Эльбрусского муниципального района совершить действия по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать МОУ «СОШ» с.<адрес> муниципального района организовать проведение работ по оборудованию в здании учреждения оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно - выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» после поступления финансирования из местной администрации Эльбрусского муниципального района в течении месяца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Бозиев