Дело №
55RS0№-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 05 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Омским муниципальным районом и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения, согласно которого истцу во временное пользование перешло жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены ее семьи: ФИО2 (супруг), ФИО5 (сын) и ФИО6 (дочь). Пунктом 2 договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется ФИО1 на период сохранения ее трудовых отношений с муниципальным учреждением здравоохранения «Омская центральная районная больница». ДД.ММ.ГГГГ Омским районным судом <адрес> вынесено решение, которым расторгнут договор найма служебного жилого помещения, истцы выселены из жилого помещения. С момента предоставления квартиры по настоящее время истец исполняет все обязанности нанимателя, постоянно проживает в указанной квартире, содержит жилое помещение, вносит плату за найм. С учетом уточнений просит признать за ФИО1, ФИО2 право собственности на жилое помещение по адресу: Механизаторская ул., <адрес>, 644531, общей площадью 54,9 кв.м. в порядке приватизации, по 1/2 доли за каждым.
Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежаще.
Представитель истца ФИО9, действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала позицию своего доверителя, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Указала, что основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ № Совета Омского муниципального района <адрес> «Об утверждении порядок передачи отдельных служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Омского муниципального района <адрес> в собственность работников муниципальных учреждений Омского муниципального района <адрес>, бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Омская центральная районная больница» установлены следующие условия:
-Право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют работники, ранее не реализовавшие право на приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при наличии в совокупности следующих условий:
-Стаж работы работника, являющегося нанимателем служебного жилого помещения, составляет не менее 10 (десяти) лет.
- Отсутствие на момент принятия решения о приватизации служебного жилого помещения у работника иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих ему на праве собственности;
- Служебное жилое помещение предоставлено работнику в связи с характером его трудовых отношений.
- Наличие у работника на момент обращения с заявлением о приватизации служебного жилого помещения трудовых отношений с муниципальным учреждением Омского муниципального района <адрес>, бюджетным учреждением, бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Омская центральная районная больница» по основному месту работы;
- Проживание работника в занимаемом служебном жилом помещении не менее 5 (пяти) лет;
- Отсутствие фактов совершения работником сделок, намеренно ухудшающих жилищные условия работника, в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления;
На момент обращения с заявлением о предоставлении указанной квартиры Истец осуществляла трудовую деятельность в БУЗОО «Омская центральная районная больница», у нее имеется медицинский стаж на данном месте работе более 10 лет, данная квартира была предоставлена в связи с характером его трудовых отношений, проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, составляет 11 лет, ранее право на приватизацию не использовала, другого имущества в собственности не имеет.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Ранее представитель ответчика возражений относительно существа исковых требований возражений не высказала в судебном заседании.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения <адрес>, в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, из которого следует, что спорное помещение на праве оперативного управления не закреплено за Министерством.
Министерство имущественных отношений <адрес>, БУЗОО "Омская ЦРБ" в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом, согласно положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
В судебном заседании установлено, что квартира, площадью 54,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности муниципального образования - Омский муниципальный район <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п в специализированный жилищный фонд Омского муниципального района <адрес> включено жилое помещение общей площадью 54,9 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с отнесением квартиры к служебному жилищному фонду.
Постановлением Администрации Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в собственности Омского муниципального района <адрес>, общей площадью 54,9 кв.м. по адресу: <адрес>, ФИО1 на период сохранения ее трудовых отношений с МУЗ «Омская центральная районная больница» с составом семьи из 4 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6
Согласно договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Омский муниципальный район в лице Администрации предоставил ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (пункт 1 договора). Согласно пунктов 2, 4 договора жилое помещение предоставляется ФИО1 на период сохранения ее трудовых отношений с муниципальным учреждением здравоохранения «Омская центральная района больница», совместно с нанимателем жилого помещения в него вселяются члены ее семьи - ФИО2, ФИО5, ФИО6
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу зарегистрирован по месту жительства также ФИО2 Указанные обстоятельства подтверждены адресными справками УВМ УМВД России по <адрес>.
ФИО2 и ФИО1 состоят в браке, что подтверждено свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о составе семьи, представленной администрацией Омского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, проживают ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» ФИО1 принята на должность фельдшера в Омский ФАП БУЗОО «Омская ЦРБ» на 1,0 ставку постоянно с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа №-н от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, прекращено, она уволена по части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника- с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа №- к от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» ФИО1 принята на должность заведующего фельдшерско -акушерским пунктом -фельдшером на 1,00 ставку в Березянский фельдшерско- акушерский пункт на период ежегодного отпуска ФИО7
Согласно приказа №- к от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, прекращено, она уволена по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ - истечение срока трудового договора.
Согласно приказа №- к от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» ФИО1 принята на должность заведующего фельдшерско -акушерским пунктом -фельдшером на 1,00 ставку в Березянский фельдшерско- акушерский пункт на определенны срок.
Согласно приказа №- к от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Омская ЦРБ» действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, прекращено, она уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ - инициатива работника.
Согласно информации, предоставленной ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с января 2020 года по март 2023 года являлась застрахованным лицом ГБУЗ МО «Солнечногорская ЦРБ», с июня 2023 года по август 2023 года - БУЗОО «Омская ЦРБ».
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производится оплата по договору социального найма, а также исполнения иных обязательств по оплату коммунальных услуг.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Совета Омского муниципального района <адрес> утвержден Порядок передачи отдельных служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Омского муниципального района <адрес> в собственность работников муниципальных учреждений Омского муниципального района <адрес>, бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Омская центральная районная больница».
Главой 2 указанного Порядка установлены следующие условия с учетом изменений, внесенных решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета Омского муниципального района <адрес> и решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета Омского муниципального района <адрес>:
1-Право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют работники, ранее не реализовавшие право на приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при наличии в совокупности следующих условий:
2-Стаж работы работника, являющегося нанимателем служебного жилого помещения, составляет не менее 10 (десяти) лет.
3- Отсутствие на момент принятия решения о приватизации служебного жилого помещения у работника иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих ему на праве собственности;
4- Служебное жилое помещение предоставлено работнику в связи с характером его трудовых отношений.
5- Наличие у работника на момент обращения с заявлением о приватизации служебного жилого помещения трудовых отношений с муниципальным учреждением Омского муниципального района Омской области, бюджетным учреждением, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» по основному месту работы;
6- Проживание работника в занимаемом служебном жилом помещении не менее 3 лет.
Как следует из части первой статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 14 и 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.
Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц. К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 441-О), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением.
Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, в том числе исключение тех или иных служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, определение возможности, сроков и условий их приватизации, не только гарантирует соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и, делая механизм стимулирования нуждающихся в жилище граждан к осуществлению своих трудовых и служебных функций на территории муниципального образования более прозрачным и сбалансированным, обеспечивает выполнение публичной властью своих социальных функций, реальную подконтрольность органов местного самоуправления населению, позволяя гражданам при необходимости влиять на содержание правовых актов по вопросам муниципальной собственности.
Учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П).
Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.
Следовательно, собственник служебного жилищного фонда, каковым в данном случае является орган местного самоуправления, в пределах своих полномочий вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью, самостоятельно принимать решения по вопросам приватизации служебных жилых помещений, в том числе в форме нормативных актов, определяющих основания и условия передачи таких помещений в собственность их нанимателей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию Омского муниципального района <адрес> с заявлением на бесплатную передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Омского муниципального района <адрес> истцу в ответ на заявление сообщили о невозможности приватизации указанного жилого дома, так как заявителем не были соблюдены условия для его передачи как жилого помещения специализированного фонда.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьёй 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона о приватизации).
Статьей 11 Закона о приватизации установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании части 2 статьи 8 Закона о приватизации, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно справкам бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО8 не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером № на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 собственников объектов недвижимости не является.
В судебном заседании установлено, что истцы не использовали право на приватизацию другого жилого помещения, стаж работы ФИО1, являющегося нанимателем служебного жилого помещения, составляет не менее 10 (десяти) лет в БУЗОО «Омская ЦРБ», на момент принятия решения о приватизации служебного жилого помещения у работника не установлено иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих ему на праве собственности; спорное жилое помещение предоставлено работнику в связи с характером его трудовых отношений, на момент подачи заявления в Администрацию о приватизации служебного жилого помещения она состояла в трудовых отношений с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» по основному месту работы, с 2010 года истцы проживают в спорном жилом помещении.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования о признании за ФИО1 и ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № №), право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 54, кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Я.А. Реморенко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 12.12.2023 года.