Председательствующий: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-382(211)2022
РЕШЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении протеста транспортного прокурора Омской транспортной прокуратуры Козловского Д.В. отказать.
Постановление заместителя начальника Омской таможни от 23.12.2021, вынесенное в отношении должностного лица – главного юриста АО «Нива» Дункуса Р. Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации, оставить без изменения, протест транспортного прокурора Омской транспортной прокуратуры Козловского Д.В. оставить без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Омской таможни от 23 декабря 2021 года должностное лицо – главный юрист АО «Нива» Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. обратился с протестом на указанное постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В протесте, поданном в Омский областной суд, Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Ссылается на то, что таможенным органом и судом неверно определена дата совершения правонарушения, что влияет на порядок исчисления срока давности привлечения виновного лица к административной ответственности. Указывает, что административное правонарушение не является длящимся. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, и считается оконченным с момента нарушения срока предоставления в таможенный орган статистической формы перемещения товаров. Срок предоставления статистических форм является пресекательным, то датой совершения Дункурсом Р.Ю. правонарушения является <...>, в связи с чем, срок давности привлечения Дункурса Р.Ю. к административной ответственности истек.
В возражениях на протест представитель Омской таможни по доверенности Лоенко Н.Ю. просит оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, выслушав старшего помощника Омского транспортного прокурора Пугаева В.С., поддержавшего доводы протеста, представителей Омской таможни Лоенко Н.Ю., Сарызину И.М., Семаль М.В., возразивших против доводов протеста прокурора, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от <...>, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № <...> к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от <...> № <...> «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
В соответствии со ст. 276 Федерального закона от <...> № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.
Согласно ч. 1 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения ( на момент отгрузки товара АО «Нива» и возникновения обязанности по представлению статистической формы) установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».
Согласно п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, «российское лицо» обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Пунктом 7 названных Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
С 24 июля 2020 года вступило в силу и подлежит применению Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329», которым утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – Правила ведения статистики).
Согласно пункту 9 Правил ведения статистики статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> АО «Нива» в Омскую таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) с системным номером ED№ <...> (регистрационный № <...>/С496587), согласно которой из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан вывезен товар (продавец – АО «Нива», покупатель – ТОО «Ак Ниет»). <...> статистическая форма с системным номером ED№ <...> (регистрационный № <...>/С496587) была аннулирована в связи с обнаруженной ошибкой в графе 10 «Документы» и взамен представлена откорректированная статистическая форма с системным номером ED№ <...> (регистрационный № <...>/С596220).
В соответствии с графой 10 статистической формы товар отгружен АО «Нива» на основании контракта № <...> от <...>, заключенного между АО «Нива» и ТОО «Ак Ниет», счетов-фактур от № <...>, 93, 94, 95, 96 от <...>, № <...>, 140, 141 от <...>, товарных накладных № <...>, 79, 80, 81 от <...>, № <...>, 122, 123 от <...>, CMR б/н от <...>, CMR от б/н <...>.
Согласно сведениям, указанным АО «Нива» в статистической форме – отчетный период – февраль 2020 года, дата заполнения документа – <...>.
Согласно счетам-фактурам от № <...>, 93, 94, 95, 96 от <...>, № <...>, 140, 141 от <...>, товарным накладным № <...>, 79, 80, 81 от <...>, № <...>, 122, 123 от <...>, CMR б/н от <...>, CMR от б/н <...>, товар отгружен в феврале 2020 года.
Статистическая форма должна была быть представлена АО «Нива» не позднее <...>, вместе с тем статистическая форма была представлена в таможенный орган <...>, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; копией письма Дункурса Р.Ю. в адрес Омской таможни; статистической формой учета перемещения товаров с системным номером ED№ <...> (регистрационный № <...>/С496587); статистической формой учета перемещения товаров с системным номером ED№ <...> (регистрационный № <...>/С596220); контракта № <...> от <...>, счетами-фактурами от № <...>, 93, 94, 95, 96 от <...>, № <...>, 140, 141 от <...>, товарными накладными № <...>, 79, 80, 81 от <...>, № <...>, 122, 123 от <...>, CMR б/н от <...>, CMR от б/н <...>; копией приказа № <...> о назначении ответственного; копией должностной инструкции о назначении главного юриста, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. <...> КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Рассматривая протест транспортного прокурора, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами протеста, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица таможни.
В протесте Омским транспортным прокурором оспаривается привлечение должностного лица Дункурса Р.Ю. к административной ответственности в связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела таможенным органом и судом при определении даты совершения правонарушения.
Доводы протеста о том, что совершенное Дункурсом Р.Ю. административное правонарушение не является длящимся, и, соответственно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с <...>, подлежат отклонению. Судьей районного суда сделан верный вывод о длящемся характере правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 названного постановления, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Таким образом, несвоевременное представление информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).
Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Несвоевременное представление статистической формы учета за пределами установленного законом срока выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статистических форм.
Правонарушение, начавшееся с момента бездействия, следует считать оконченным на дату представления статистической формы учета в таможенный орган.
Таким образом, административным органом и судом верно установлена дата совершения Дункурсом Р.Ю. правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, – дата фактического представления статистической формы учета <...>.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Следовательно, постановление административного органа от 23 декабря 2021 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание Дункурсу Р.Ю. назначено согласно санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа, который является минимальным.
Применительно к ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из характера содеянного, конкретных обстоятельств данного дела, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Таким образом, протест подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░