Дело № 2-470/2023
УИД 76RS0021-01-2023-000298-87
Мотивированное 20.04.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Стародыновой Л.В., при секретаре Петрунчак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабининой В.Г. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области о признании права собственности на долю жилого дома в силу приобретательной давности,
установил:
Сабинина В.Г. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать за ней право собственности на 1/3 долю жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является матерью истца. В хозяйстве ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно архивной справке от 07.03.2020 г. № Т-74 выданной из книги похозяйственного учета д.Олехово Родионовского сельского Совета Тутаевского района Ярославской области за 1986-1990 г. значится жилой дом, 1966 года постройки, площадью 30 кв.м., а также земельный участок.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками по закону после ее смерти стали ее дети: Сабинина В.Г., ФИО2, ФИО3.
Наследники унаследовали каждый по 1/3 доле целого бревенчатого жилого дома полезной площадью 30,0 кв.м., в том числе жилой площадью 19,0 кв.м., с надворными постройками, находящегося в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от 10.09.1992г., 15.12.1992, 01.03.1993, выданных нотариусами Генераловой (в настоящее время Вазель) Т.И., Рыкаловой В.А. В силу ранее действующего закона, все свидетельства о праве на наследство по закону были зарегистрированы в администрации Родионоского с/с, о чем имеется отметка на свидетельствах.
С момента смерти ФИО1 и получения наследства, в полном объеме жилым домом начала пользоваться Сабинина В.Г., что и продолжает делать по настоящее время.
В жилом доме в период его использования, истец не раз проводила косметический ремонт, также красили фасад дома, переделывали печку, меняли полы на кухне, все это делалось для сохранения дома в нормальном состоянии.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ., при жизни он не претендовал на использования жилого дома, не нес бремя содержания его, хотя имел 1/3 долю в нем. После его смерти на его долю дома никто не претендовал. Наследственного дела после его смерти не заводилось, что также подтверждается сведения с сайта Нотариат.ру (реестр наследственных дел).
В связи с тем, что истец пользовалась жилым домом одна с момента вступления в права наследства на свою долю, с 1992, несла бремя сохранения его, пользовалась и ухаживала как за своим личным в полном объеме, полагает, что имеет право на оформления 1/3 доли ФИО2 в порядке приобретательной давности.
Истец Сабинина В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель истца по устному ходатайству Исаченко А.Н. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила их удовлетворить, возражала против вынесения заочного решения.
Представители ответчиков – Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области, в судебное заседание не явились, отзыв не представили, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
По ходатайству истца и его представителя в судебном заседании были допрошены свидетель ФИО4, который пояснил суду, что он является сыном истца. Еще до его рождения и по настоящее время истец пользуется и содержит спорный жилой дом, делаете ремонты, ухаживала за участком, иные родственники содержанием дома не занимались.
Свидетель ФИО5 пояснила суду, что с 2000 году она проживает в <адрес> по соседству с истцом, спорный жилой дом принадлежал родителям истца. По настоящее время истец пользуется домом, живет в нем, ремонтирует его, с 2000 года кроме истца домом никто не пользуется, его не содержит.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2).
В случаях и порядке, которые предусмотрены данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).
Статьей 234 указанного кодекса установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункт 4).
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Если это не исключается правилами данного кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (пункт 2).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
В соответствии со статьей 236 названного выше кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 и абзаце первом пункта 19 указанного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество; возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
В судебном заседании установлено, что истец являлась дочерью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно архивной справке от 07.03.2020 г. № Т-74 выданной из книги похозяйственного учета <адрес> за 1986-1990 г. значится жилой дом, 1966 года постройки, площадью 30 кв.м., а также земельный участок.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками по закону после ее смерти стали ее дети: Сабинина В.Г., ФИО2, ФИО3.
Наследники унаследовали каждый по 1/3 доле целого бревенчатого жилого дома полезной площадью 30,0 кв.м., в том числе жилой площадью 19,0 кв.м., с надворными постройками, находящегося в д<адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от 10.09.1992г., 15.12.1992, 01.03.1993, выданных нотариусами Генераловой (в настоящее время Вазель) Т.И., Рыкаловой В.А. В силу ранее действующего закона, все свидетельства о праве на наследство по закону были зарегистрированы в администрации Родионоского с/с, о чем имеется отметка на свидетельствах.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ., наследственного дела после его смерти не заводилось, после его смерти на его долю дома никто не претендовал.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, доля в праве собственности на жилое помещение, по поводу которой возник спор, в качестве выморочного имущества в муниципальную собственность не принималось, в казне муниципального образования отсутствует.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 данного Кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его, отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
При установленных судом обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о признании за Сабининой В.Г. право собственности на 1/3 долю жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сабининой В.Г. (паспорт №) удовлетворить.
Признать право собственности Сабининой В.Г. на 1/3 долю жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова