Дело № 12-529/2022
Р Е Ш Е Н И Е
09 августа 2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Советскому району Огнерубова К.В. на постановление судьи Советского районного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года № 5-146/2022,
у с т а н о в и л:
постановлением Советского районного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года № 5-146/2022 производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Советского района Республики Крым, по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях администрации.
Не согласившись с указанным постановлением суда, врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Советскому району Огнерубов К.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что в рассматриваемом случае администрация Советского района Республики Крым, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С., прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п.1 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017).
На основании п.1 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп.12 ст.3 Закона №257-ФЗ).
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, администрация Советского района Республики Крым допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги, расположенной по адресу: <адрес>, что было выявлено 04 апреля 2022 года в 11 часов 10 минут в ходе обследования места совершения ДТП, зафиксировано актом от 04 апреля 2022 года за №.
Установлено, что у <адрес> имеются отдельные повреждения проезжей части дороги, в виде отдельных выбоин, длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 0,6 кв.м, что не соответствует требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на всем протяжении <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям п.4.6.1 ГОСТ 52766-2007; на всем протяжении <адрес> по обе стороны застроек отсутствуют тротуары, что не соответствует требованиям п.4.5.1 ГОСТ 52766-2007; у <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (2шт.), 2.4 «Уступи дорогу» (2шт.), у <адрес> отсутствует дорожный знак 6.4 «Место парковки», что не соответствует требованиям п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Постановлением Советского районного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года № 5-146/2022 производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Советского района Республики Крым, по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях администрации.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что администрация Советского района Республики Крым не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку ею были переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым на момент совершения административного правонарушения, что не противоречит действующему законодательству.
С такими выводами судьи районного суда соглашается и суд апелляционной инстанции.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, из материалов дела об административном правонарушении следует, что решением Советского районного совета Республики Крым от 03 декабря 2021 года №13 полномочия органов местного самоуправления Советского района Республики Крым по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года переданы администрациям сельских поселений Советского района Республики Крым, в том числе администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым.
Во исполнение указанного решения 10 января 2022 года администрацией Советского района Республики Крым и администрацией Урожайновского сельского поселения Советского района Республики было заключено соглашение о передаче указанных полномочий на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
В соответствии с указанным соглашением администрация Советского района Республики Крым осуществляла межбюджетные трансферы в адрес администрации указанного сельского поселения Советского района Республики Крым с целью исполнения ей своих полномочий в области дорожной деятельности, что свидетельствует о принятии последним указанных полномочий.
Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органов местного самоуправления муниципального района предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3, приоритет норм которого перед другими федеральными законами, в части касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно следует из положений части 3 статьи 5 данного Закона.
Таким образом, администрацией Советского района Республики Крым были переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений администрации Урожайновского сельского поселения Советского района Республики на момент совершения административного правонарушения, что не противоречит действующему законодательству.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 января 2018 года №57-АПГ17-7.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей соблюден.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на решение суда.
Доводы жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективом исследовании всех материалов дела, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость.
Вопреки доводам жалобы установлено, что у администрации отсутствовали полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных на территории администраций сельских поселений Советского района Республики Крым, в том числе и <адрес>.
Учитывая, что жалоба на постановление Советского районного суда Республики Крым от 29 июня 2022 года № 5-146/2022, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2022 ░░░░ № 5-146/2022 - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2022 ░░░░ № 5-146/2022 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 30.12-30.19 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>