Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2089/2023 ~ М-1351/2023 от 21.04.2023

Дело № 2-2089/2023

64RS0043-01-2023-001865-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2023 года                              город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Садомцевой Т.В.,

при секретаре Заяц Е.Д.,

с участием представителя истца Туктарова Р.Р.,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области Доценко И.Ю.,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области Масенковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черномординой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области о взыскании невыплаченных денежных средств в счет отпускных, компенсации за нарушение сроком отпускных выплат, компенсации морального вреда и судебных расходов,

установил:

Черномордина С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области (далее по тексту - МРИФНС России №20 по Саратовской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области (далее по тексту - МРИФНС России №19 по Саратовской области) о взыскании невыплаченных денежных средств в счет отпускных, компенсации за нарушение сроком отпускных выплат, компенсации морального вреда и судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что истец занимала должность государственной гражданской службы в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова с 14 августа 2002 г. по 17 сентября 2021 г., в также в МРИФНС России №20 по Саратовской области с 20 сентября 2021 г. по 05 октября 2022 г. Последняя занимаемая должность – старший государственный налоговый инспектор аналитического отдела МРИФНС России №20 по Саратовской области, согласно служебного контракта от 28 января 2022 г. На основании приказа от 28 сентября 2022 г. служебный контракт с Черномординой С.В. расторгнут, истец была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с п. 5 Приказа ФНС России от 24 мая 2021 г. «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области» ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова была реорганизована путем присоединения к МРИФНС России №19 по Саратовской области, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова. Истец считает, что при расчете отпускных выплат за период с 2018 г. по 2022 г. МРИФНС России №19 по Саратовской области и МРИФНС России №20 по Саратовской области не в полном объеме учтены выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работодателя. Истцу выплачивались денежные средства за дни использованного отпуска в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг. Кроме того, истцу выплачивались средства материального стимулирования. Истцом произведен расчет отпускных выплат за период с 01 июля 2007 г. по 31 декабря 2017 г. на основании расчетных листов, справок о доходах физического лица формы 2-НДФЛ, в соответствии с которым определен размер не полностью выплаченных сумм отпускных за указанный период, который составил 114 333 руб. 51 коп.. Как указано в исковом заявлении, в связи с допущенной ошибкой при расчете отпускных начислений произведен их перерасчет за апрель и июнь 2022 г. в сторону уменьшения суммы исковых требований к ответчику МРИФНС России №20 по Саратовской области на 2 377 руб. 60 коп.. По-мнению истца, недоплата по отпускам и несвоевременности ее выплаты составила 287 107 руб. 87 коп., в том числе: 236 918 руб. 84 коп. – недоплата по отпускам за период с 2007 г. по 2022 г., из которых задолженность МРИФНС России №19 по Саратовской области за 2007-2021 гг. составляет 81 073 руб. 38 коп. (период с 2018 г. по 2021 г.) + 114 333 руб. 51 коп. (период с 2007 г. по 2017 г.) 195 406 руб. 89 коп.. Задолженность МРИФНС России №20 по Саратовской области за 2022 г., по мнению истца, составляет 41 511 руб. 95 коп., в том числе: 50 189 руб. 03 коп. – компенсация (пени) за нарушение сроков отпускных выплат (по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), из которых: задолженность МРИФНС России №19 по Саратовской области составляет 43 686 руб. 54 коп., задолженность МРИФНС России №20 по Саратовской области составляет 6 502 руб. 49 коп.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и с учетом уточнения исковых требований, истец просит взыскать с МРИФНС России №19 по Саратовской области в пользу Черномординой С.В. невыплаченные денежные средства в счет отпускных за период с 2007 г. по 2021 г. в размере 195 406 руб. 89 коп., компенсацию (пени) за нарушение сроков отпускных выплат за 2018, 2019, 2020, 2021 гг. в размере 43 686 руб. 54 коп.; взыскать с МРИФНС России №20 по Саратовской области в пользу Черномординой С.В. невыплаченные денежные средства в счет отпускных за 2022 г. в размере 41 511 руб. 95 коп., компенсацию (пени) за нарушение сроков отпускных выплат за 2022 гг. в размере 6 502 руб. 49 коп.; взыскать с МРИФНС России №20 по Саратовской области и МРИФНС России №19 по Саратовской области в пользу Черномординой С.В. стоимость оплаты услуг представителя в размере 15 000 руб., стоимость нотариальной доверенности в размере 2 440 руб., компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

В судебном заседании представитель истца Туктаров Р.Р. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МРИФНС России № 19 по Саратовской области Доценко И.Ю. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в связи с пропуском срока исковой давности.

Представитель ответчика МРИФНС России № 20 по Саратовской области Масенкова Е.А. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд с учетом мнения представителя истца, представителей ответчиков, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В ч.2 ст.23 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Черномордина С.В. в период с 14 августа 2002 г. по 17 сентября 2021 г. состояла в трудовых отношениях с ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в разных должностях (л.д. 18-32).

Приказом руководителя ИМНС России по Октябрьскому району г. Саратова от 14 августа 2002 г. Черномордина С.В. принята на должность специалиста 1 категории отдела работы с налогоплательщиками испытательным сроком 3 месяца с 14 августа 2002 г. (л.д. 155).

С 10 июня 2019 г. Черномордина С.В. переведена из отдела камеральных проверок с должности специалиста 1 разряда в отдел учета и работы с налогоплательщиками на должность старшего государственного налогового инспектора, должностной оклад составил 4 723 руб., оклад за классный чин – 1 314 руб., надбавка за особые условия государственной службы – 4 251 руб. (90%), ежемесячная надбавка в должностному оплату за выслугу лет – 1 417 руб. (30%), ежемесячное денежное поощрение – 4 723 руб., что подтверждается приказом начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова от 10 июня 2019 г. (л.д. 156-157).

Приказом УФНС России по Саратовской области от 02 июня 2021 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова 20 сентября 2021 г. переименована в Межрайонную инспекцию ФНС России №19 по Саратовской области (л.д. 154).

Приказом МРИФНС России №19 по Саратовской области от 30 августа 2018 г. утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим (л.д. 146-153).

20 сентября 2021 г. Черномордина С.В. назначена на должность государственного налогового инспектора сводно-аналитического отдела МИФНС России №20 по Саратовской области в порядке перевода из ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова, что подтверждается приказом МИФНС №20 по Саратовской области (л.д. 134).

28 января 2022 г. МРИФНС России №20 по Саратовской области Черномординой С.В. заключен служебный контракт , согласно условиям которого (пункты 9 и 10 раздела IV) оплата труда работника состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 5 075 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы РФ (оклада за классный чин) в размере 1 694 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90 % должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 5 075 руб. в месяц; премий за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МРИФНС России №20 по Саратовской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (л.д. 13-17).

Приказом МРИФНС России №20 по Саратовской области от
28 сентября 2022 г. Черномордина С.В. с 05 октября 2022 г. освобождена от занимаемой должности старшего государственного налогового инспектора МРИФНС России №20 по Саратовской области по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закон №79-ФЗ) (л.д. 135).

На основании ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса. РФ», исходя из ст. 73 Закона №79-ФЗ, ТК РФ, другие федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ.

Пунктом 4 ч. 1 ст.14 Закона №79-ФЗ закреплено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В ч.2 ст.23 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Подпунктами «в» и «г» п. 8 Служебного контракта закреплена обязанность нанимателя соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ, положения нормативных правовых актов ФНС и условия настоящего контракта; исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом №79-ФЗ и иными нормативными правовыми актам о государственной гражданской службе РФ.

Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Частями 1 и 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит: - из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы; - месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином; - ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В свою очередь, к дополнительным выплатам относятся, согласно ч. 5 ст. 50 Закона №79-ФЗ: - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; - премии за выполнение особо важных и сложных заданий; - ежемесячное денежное поощрение; - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда нанимателя.

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона №79-ФЗ, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Пунктом 13 Служебного контракта работнику предусмотрены:
а) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; б) ежегодные дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ;
в) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день 3 календарных дня.

Частью 13 ст. 46 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.51 Закона № 79-ФЗ).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Закона № 79-ФЗ устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от
25 июля 2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 пп.«р» п.2 Указа Президента Российской Федерации
от 07 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее по тексту - Указ №601) Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, постановлениями Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 238-7, от
31 марта 2015 г. № 302-12, от 23 апреля 2016 г. № 347-7, от 23 февраля 2017 г. № 228-7, предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2014-2017 гг. Из чего следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцу выплачивались суммы средств материального стимулирования (в расчетных листках данный вид выплат имеет код «036»), при этом данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных и при расчете компенсаций за неиспользованные отпуска, выплаченных как в период прохождения Черномординой С.В. государственной службы (с 2007 г. по 2021 г.), так и при ее увольнении с государственной службы (за 2022 г.).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, выплаченные Черномординой С.В. средства материального стимулирования (код 036), единовременное поощрение (код 031), материальная помощь, должны учитываться при расчете для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от
15 июля 2014 г. №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №238-7», для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329, предусмотрено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности
(пункт 1).

Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России.

В письме Минфина России от 15 июля 2014 г. указано, что в соответствии со ст. 50 Закона №79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Закона № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Учитывая положения ст.ст.50 и 51 Закона № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от
27 марта 2014 г. № 238-7.

Принимая во внимание, что на Минфин России, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд полагает, что разъяснения Минфина России должны учитываться, в том числе и при оплате труда, либо в сфере государственной гражданской службы, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. №2-КГ17-13, от 03 июня 2019 г. №34-КГ19-1, от 22 июля 2019 г. №34-КГ19-4.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина России от
17 октября 2007 г. №90н (аналогичная позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. №34-КГ19-4).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования (код 036) входят в фонд оплаты труда и подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания Черномординой С.В. при определении размера компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.

Также в расчет отпускных подлежат включению суммы единовременного поощрения (код 031), как не предусматривающие в МРИФНС России №19 по Саратовской области и МРИФНС России №20 по Саратовской области фиксированного размера, т.е. по своей сути и характеру выплат являющиеся премией в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Только такой порядок позволяет не допустить ущемление прав гражданского служащего и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

Представленный ответчиками расчет доплаты отпускных сумм суд признает верным и обоснованным, а требования в данной части - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Как закреплено ч. 9.3 ст. Закона № 79-ФЗ, по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая
28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Поскольку судом установлено, что в расчет для исчисления денежного содержания на период нахождения истца в оплачиваемых отпусках и компенсации за дни неиспользованных отпусков дополнительно подлежат включению суммы материального стимулирования (код 036) и суммы единовременного поощрения (код 031), с ответчика МРИФНС России №19 по Саратовской области в пользу Черномординой С.В. подлежит взысканию невыплаченные денежные средства в счет отпускных за период с 2007 г. по 2021 г. в размере 149 364 руб. 70 коп., с МРИФНС России №20 по Саратовской области в пользу Черномординой С.В. невыплаченные денежные средства в счет отпускных за 2022 г. в размере 26 592 руб. 16 коп.

В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ст. 236 ТК РФ, устанавливая материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, направлена на обеспечение защиты нарушенных трудовых прав работников и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (определение от 27 февраля 2018 г. №352-О).

В п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 разъяснено, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

На основании изложенного, причины несвоевременной выплаты, а также причины нарушения ответчиком права истца на получение всех причитающихся сумм в день увольнения, для взыскания компенсации по ст.236 ТК РФ правового значения не имеют.

Предусмотренная ст. 236 ТК РФ денежная компенсация является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.

При расчете денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ необходимо иметь в виду, что исчисление сроков оплаты отпусков устанавливается в статье 14 ТК РФ.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни (ч. 3 ст. 14 ТК РФ).

На основании ч. 10 ст. 46 Закона №79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В материалы дела истцом представлен расчет, предусмотренный ст.236ТК РФ денежной компенсации за период задолженности по выплате отпускных сумм и компенсаций за нарушение сроков отпускных выплат за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, где размер компенсации составил 43 686,54 руб., за 2022 год – 6 502,49 руб.

Судом проверен представленный истцом расчет, однако суд приходит к выводу о взыскании компенсации за период задолженности по выплате отпускных сумм и компенсаций за нарушение сроков отпускных выплат за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, где размер компенсации составил 33 607,93 руб., за 2022 год – 3 459,03 руб.

Статья 237 ТК РФ предусматривает, в случае причинения работнику неправомерными действиями работодателя нравственных страданий, компенсацию морального вреда, которая возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как указано в п.п. 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Как закреплено в ч. 2 ст. 237 ТК РФ, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10.

В соответствии с абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2, разъяснено, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Между тем, согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиками были нарушены трудовые права Черномординой С.В., не начисление и невыплата вовремя причитающихся денежных средств лишило ее возможности своевременно распорядиться ими для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение её морального вреда. Кроме того в связи с нарушением ответчиком трудовых прав, а именно своевременности, причитающихся выплат и компенсаций, истец вынуждена была обратиться в суд за защитой нарушенного права, в связи, с чем суд не соглашается с доводами ответчика о необоснованности заявленных истцом требований о компенсации морального вреда.

Поскольку факт нарушения трудовых прав истца был подтвержден в ходе рассмотрения дела, учитывая период невыплаты ответчиком причитающихся при увольнении денежных сумм, суд полагает возможным, исходя из обстоятельств дела, объема и характера, причиненных истцу нравственных и физических страданий взыскать с ответчика в пользу Черномординой С.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., с МРИФНС №19 по Саратовской области в размере 8 300 руб. (83% от присужденной суммы), с МРИФНС №20 по Саратовской области в размере 1 700 руб. (17% от присужденной суммы).

Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованиям о взыскании компенсации за отпуск за период с 2007 г. по 2021 г.

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 25 октября 2018 г.
№38-П признал ч. 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 392 ТК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащаяся в них положения – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника право на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с окончания рабочего года, за который должен быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах срока, исчисленного с момента прекращения трудового договора.

Судом установлено, что расчет ответчиком в день увольнения в полном размере не произведен, в связи с чем, 1 год предъявления иска по общей невыплаченной сумме за 2007-2021 гг. начал течь с даты увольнения
Черномординой С.В., т.е. с 17 сентября 2021 г., настоящий иск поступил в суд
23 апреля 2023 г.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении попущенного срока на обращение в суд, в котором указал, что истец была уволена из МРИФНС России №19 по Саратовской области в порядке перевода с ее согласия в МРИФНС №20 по Саратовской области, в соответствии с расчетным листком за октябрь 2022 г., Черномординой С.В. единожды за все время работы в органах налоговой службы выплачена компенсация за неиспользованный отпуск после увольнения в сумме 11 438 руб. 14 коп. В связи с чем, о нарушенном праве истцу стало известно после увольнения 05 октября 2022 г.

Согласно ч. 1 ст. 112 ГК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

В абзаце пятом п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Исходя из требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.

Поскольку о своем нарушенном праве истец узнала при увольнении из МРИФНС России №20 по Саратовской области 05 октября 2022 г., суд пришел к выводу, что Черномордина С.В. обратилась в суд с настоящим иском в пределах срока исковой давности.

В соответствии со ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно п.1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Согласно статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Из материалов дела следует, что в связи с рассмотрением данного гражданского дела истцом понесены судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., что подтверждается договором от 28.03.2023 г. (л.д. 76-78).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, что также отражено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Учитывая характер заявленных требований, объем работы представителя, конкретные обстоятельства дела, суд находит возможным с учетом требований разумности взыскать понесенные расходы в размере 15 000 руб., с МРИФНС №19 по Саратовской области в размере 12 450 руб. (83% от присужденной суммы), с МРИФНС №20 по Саратовской области в размере 2 550 руб. (17% от присужденной суммы).

Истцом заявлено требование о взыскании расходов по оформлению доверенности в размере 2 440 руб.

Поскольку представленная по настоящему делу доверенность составлена на общее представительство интересов заявителя, а не по конкретному делу, в материалах дела отсутствует оригинал доверенности, соответственно, расходы по ее составлению не могут быть взысканы с ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Черномординой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области (ИНН 6451707770) в пользу Черномординой С.В. (паспорт серия невыплаченных денежных средств в счет отпускных за период с 01 июля 2007 г. по 17 сентября 2021 г. в размере 149 364 руб. 70 коп., компенсацию за нарушение сроков отпускных выплат в размере 33 607,93 руб., компенсацию морального вреда в размере 8 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 12 450 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №20 по Саратовской области (ИНН 6450604892) в пользу Черномординой С.В. (паспорт серия .) невыплаченных денежных средств в счет отпускных за 2022 г. в размере 26 592 руб. 16 коп., компенсацию за нарушение сроков отпускных выплат в размере 3 459,03 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 700 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2 550 руб.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области (ИНН 6451707770) обязанность произвести с присужденных Черномординой С.В. (паспорт серия .) выплат удержание налогов и сборов в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и перечислить их в соответствующие бюджеты.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №20 по Саратовской области (ИНН 6450604892) обязанность произвести с присужденных Черномординой С.В. (паспорт серия .) выплат удержание налогов и сборов в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и перечислить их в соответствующие бюджеты.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 июля 2023 года.

Судья                                  Т.В. Садомцева

2-2089/2023 ~ М-1351/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черномордина Софья Владимировна
Ответчики
Межрайонная ИФНС № 19 по Саратовской области
Межрайонная ИФНС №20 по Саратовской области
Другие
Туктаров Р.Р.
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Садомцева Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее