Дело № 2-49/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Рамешки 20 марта 2018 года
Рамешковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего Кирилловой Н.В.,
при секретаре Романовой В.Н.,
с участием прокурора Горячева В.А.,
представителей ответчиков Кричкиной Т.В., Поповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Никольская основная общеобразовательная школа», администрации Рамешковского района Тверской области, Рамешковскому районному отделу образования о возложении обязанности на МОУ «Никольская ООШ» установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, выполнить работы по установке целостного периметрального ограждения территории школы, о возложении обязанности на администрацию Рамешковского района, Рамешковский районный отдел образования принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская ООШ» для выполнения работ по установке кнопки тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, а также целостного периметрального ограждения территории школы,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Рамешковского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Муниципальным образовательным учреждением «Никольская основная общеобразовательная школа» законодательства в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
На основании информации Рамешковского ОП МО МВД России «Бежецкий» о выявлении причин и условий, способствующих нарушению общественного порядка в период подготовки к новому учебному году и снижающих антитеррористическую защищенность объектов образования в МОУ «Никольская ООШ» не установлена кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
В соответствии с информацией предоставленной директором МОУ «Никольская ООШ» в образовательном учреждении отсутствует целостное периметральное ограждение.
Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений, а также целостного периметрального ограждения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Учредителем МОУ «Никольская ООШ» является Муниципальное образование «Рамешковский район» Тверской области в лице Рамешковского районного отдела образования администрации Рамешковского района (п. 1.3 Устава).
Пунктом 4.8.1, 4.8.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» предусмотрено, что источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО «Рамешковский район» Тверской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ) и субсидии из бюджета МО «Рамешковский район» на иные цели.
Прокурор просит суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2018г. установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, выполнить работы по установке целостного периметрального ограждения территории школы.
Обязать администрацию Рамешковского района, Рамешковский районный отдел образования в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская ООШ» для выполнения работ по установке кнопки тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, а также целостного периметрального ограждения территории школы.
Прокурор Горячев В.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию Рамешковского района, Рамешковский районный отдел образования в срок до 01.08.2018 г. принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская ООШ» для выполнения работ по установке кнопки тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, а также целостного периметрального ограждения территории школы.
Представитель ответчика – МОУ «Никольская ООШ» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом .... просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в заявлении указал, что исковые требования признает частично. Согласен установить кнопку тревожной сигнализации. С требованием об установке целостности периметрального ограждения согласен частично, так как периметральное ограждение школы имеется. Целостное ограждение соблюдается с трех сторон. Со стороны центрального входа в школу в левом углу забора имеется свободный выход, не имеющий калитки с замком. Школа обязуется восстановить целостность ограждения путем установки калитки с замком в этой части ограждения территории школы.
Представитель ответчика – администрация Рамешковского района Тверской области Кричкина Т.В. исковые требования признала, просила суд установить срок исполнения решения суда до 01.08.2018 г.
Представитель ответчика – Рамешковский районный отдел образования Попова Е.В. исковые требования признала, просила суд установить срок исполнения решения суда до 01.08.2018 г.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждан – обязанность государства.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно положениям п.2, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 вышеназванного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями п. 11 и п. 15 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. При этом, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение такой задачи, как разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
Данная концепция предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 7, 29).
В соответствии с требованиями ст. 2, 3, 5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях противодействия терроризму органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму по организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Результатом реализации указанных полномочий органов местного самоуправления должно являться обеспечение безопасности объектов с пребыванием людей, в том числе и муниципальных образовательных учреждений.
На основании подп. «д» п.22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017г. № 1235, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются, в том числе мероприятия по оснащению объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011г. №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Прокуратурой Рамешковского района Тверской области проведена проверка исполнения законодательства Муниципальным образовательным учреждением «Никольская основная общеобразовательная школа» в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что в МОУ «Никольская ООШ» не установлена кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, отсутствует целостное периметральное ограждение территории школы.
Как следует из информации МОУ «Никольская ООШ» .... на территории школы кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт центрального наблюдения отсутствует в связи с нехваткой средств на ее установку. Территория школы огорожена с 4 сторон. Забор деревянный высотой 1,2 метра, требует обновления, лишь частично обеспечивает безопасность школьников во время учебного процесса. Со стороны центрального входа в школу в левом углу забора имеется свободный выход для прохода людей, не имеющий калитки с замком. Справа от центрального входа со стороны ул. Центральная – имеется целостное ограждение в виде ворот для проезда автотранспорта, которые закрываются на навесные замки по окончании занятий. Слева от центрального входа – ограждение целостное, но требует обновления. Сзади школы забор частично деревянный, а частично металлический (сетка), имеются 2 калитки, которые закрываются, предотвращая свободный доступ на территорию школы.
На основании информации Рамешковского ОП МО МВД России «Бежецкий» о выявлении причин и условий, способствующих нарушению общественного порядка в период подготовки к новому учебному году и снижающих антитеррористическую защищенность объектов образования в МОУ «Никольская ООШ» отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции и целостное периметральное ограждение ....
Согласно п.1.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней ....
В соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «Никольская ООШ» учредителем МОУ «Никольская ООШ» является Муниципальное образование «Рамешковский район» Тверской области в лице Рамешковского районного отдела образования администрации Рамешковского района.
Согласно пунктам 4.8.1, 4.8.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» предусмотрено, что источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО «Рамешковский район» Тверской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ) и субсидии из бюджета МО «Рамешковский район» на иные цели.
Таким образом, полномочиями по проведению мероприятий по противодействию терроризму, в том числе по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательной школе, обладают и общеобразовательная организация и органы местного самоуправления муниципального района в лице администрации муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» и Рамешковского районного отдела образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МОУ «Никольская ООШ» в отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в образовательном учреждении, а также целостного периметрального ограждения территории школы отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, посетителей школы, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних учащихся, сотрудников и посетителей образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поэтому суд, установив наличие нарушений требований законодательства в области антитеррористической защищенности в МОУ «Никольская ООШ», приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Рамешковского района Тверской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2018г. установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2018г. выполнить работы по установке целостного периметрального ограждения территории школы.
Обязать Администрацию Рамешковского района Тверской области, Рамешковский районный отдел образования в срок до 01.08.2018 г. принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская ООШ» для выполнения работ по установке кнопки тревожной сигнализации с выходом на пульт централизованного наблюдения, а также целостного периметрального ограждения территории школы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.03.2018 г.
Судья