дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
31 августа 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш А.В., при секретаре ФИО3, с участием представителя прокуратуры – старшего помощника прокурора <адрес> О по доверенности, представителя ответчика - АО «Тываэнерго» С по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Х к Департаменту экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и АО «Тываэнерго» о признании бесхозяйным недвижимым имуществом трансформаторные подстанции, обязании Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> поставить на учет в Управление Росреестра по <адрес> бесхозяйное недвижимое имущество – трансформаторные подстанции № и №, после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – трансформаторные подстанции № и № передать по акту приема-передачи АО «Тываэнерго», обязании АО «Тываэнерго» принять в собственность трансформаторные подстанции №, № после их передачи Департаментом экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Х обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском (с учетом уточнения). В обоснование иска указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства о собственности, в ходе которой установлено, что на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» находятся бесхозяйственные объекты электросетевого хозяйства, а именно: - трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>; - трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>; - трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>; - ВЛ 0,4-20 от ТП №; -ВЛ 0,4-20 от ТП №; - ВЛ 0,4-20 от ТП №. Согласно сведениям мэрии <адрес>, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Управления Росимущества по <адрес> вышеуказанные объекты не состоят в реестрах муниципального, государственного и федерального имущества. В нарушение требований федерального законодательства Департаментом экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> меры по постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного имущества не приняты, заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество не подано. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ мэру <адрес> внесено представление по результатам рассмотрения, которого нарушения частично устранены, трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес> и ВЛ 0,4-20 от ТП № поставлены на учет как бесхозяйное имущество. Уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей по тепло и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права неопределённого круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также препятствует выделению бюджетных средств на содержание и надлежащую эксплуатации тепловых сетей. Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, на территории городского округа <адрес> является АО «Тываэнерго». Просит признать бесхозяйным недвижимым имуществом трансформаторные подстанции, обязать Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> поставить на учет в Управление Росреестра по <адрес> бесхозяйное недвижимое имущество – трансформаторные подстанции № и №, после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – трансформаторные подстанции № и № передать по акту приема-передачи АО «Тываэнерго», обязать АО «Тываэнерго» принять в собственность трансформаторные подстанции №, 532 и 567 после их передачи Департаментом экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> не явился, извещен, ранее в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав письменные возражения, согласно которым с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них. А также ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, электропринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или о права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Помимо органов местного самоуправления и уполномоченных органов городов федерального значения с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и требованием о признании права собственности на них могут обратиться и территориальные сетевые организации, осуществляющие в силу закона их эксплуатацию.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства топлива и энергетики Республики Тыва 667010, <адрес>, на судебное заседание не явились, извещены.
В отношении извещенных надлежащим образом сторон, суд определил рассмотреть дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании представитель прокуратуры – старший помощник прокурора <адрес> О поддержала исковые требования с учётом уточнения, по приведённым основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Тываэнерго» С признал исковые требования, просил признать право собственности на бесхозяйные объекты за АО «Тываэнерго».
Выслушав участвующих лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Одним из способов зашиты гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ, является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу подпункта 4, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено материалам дела, АО «Тываэнерго» ДД.ММ.ГГГГ за исх.:№ВР-21072 обратилось в Прокуратуру <адрес> о принятии мер прокурорского реагирования в отношении бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ за исх.: № Прокуратура <адрес> направило представление Мэру <адрес> об устранении нарушений законодательства о собственности в отношении: трансформаторных подстанций №, по адресу: <адрес>, № по адресу: около магазина «Детский мир», № по адресу: <адрес>, ВЛ 0,4-20 от ТП №, ВЛ 0,4-20 от ТП №, ВЛ 0,4-20 от ТП №, ПС (трансформаторная подстанция) № кВ, расположенная в районе бывшего мясокомбината <адрес>.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № и.о первого заместителя по экономике и финансам Мэрии <адрес> следует, что на учет поставлена трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник (<адрес>, Магистральная, Полигонная, Звездная).
Согласно справкам, составленным АО «Тываэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ №, расположенная по адресу: <адрес>,4 кВ №, расположенная по адресу: <адрес>, 10/0,4 кВ №, расположенная по адресу: <адрес>, не принадлежат АО «Тываэнерго».
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ специалистами АО «Тываэнерго» проведены осмотры трансформаторной подстанции ВЛ 0,4 кВ 10/0,4 кВ №, что подтверждается чек-листом проведения осмотра.
Аналогичные осмотра произведены в отношении трансформаторных подстанций ВЛ 0,4 кВ 10/0,4 кВ № ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ; ВЛ 0,4 кВ № ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уставу АО «Тываэнерго», утвержденного решением годового общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ общество является юридическим лицом и непубличным акционерным обществом по законодательству РФ.
Согласно п.2.5 Устава Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, а также по обязательствам своих акционеров.
Основными целями деятельности Общества являются: получение прибыли; осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса; обеспечение устойчивого развития распределительного электросетевого комплекса; обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии) (п.3.1 Устава).
Согласно п.2.1.2 Положения о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>, утвержденного решением Хурала Представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № целью деятельности департамента является осуществление от имени городского округа «<адрес> Республики Тыва» полномочий собственника имущества, являющегося муниципальной собственности города, в рамках его компетенции, установленной настоящим Положением, Уставом, решениями Хурала представителей, постановлениями и распоряжениями мэра.
Основными задачами Департамента являются, в установленном порядке владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п.2.2.6).
Согласно ответу на запрос суда Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что трансформаторные подстанции ВЛ 0,4-20 от ТП №, расположенная по адресу: <адрес>, ВЛ 0,4-20 от ТП №, расположенная по адресу: <адрес>, ВЛ 0,4-20 от ТП №, расположенная по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не учитываются.
Согласно ответу на запрос суда Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник поставлен на учет. Графические описания места расположения трансформаторных подстанций №№, 567 в Департамент экономики по настоящее время не поступали.
Согласно Выписке из ЕГРН трансформаторная подстанция №, расположенная по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник (<адрес>, Магистральная, Полигонная, Звездная ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в Управлении Росреестра по РТ.
Согласно ответу на запрос суда Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №АД-2483 следует, что в реестре государственной собственности республики числится трансформаторная подстанция с кадастровым номером 17:18:0105062:2051, общей площадью 712,5 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник, <адрес>.
Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-р следует принять трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник, <адрес>, площадью 712,5 кв.м, с кадастровым номером № в собственность Республики Тыва.
Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва для подписания и ознакомления направляет Министру топлива и энергетики Республики Тыва соглашение и акт приема-передачи законченного строительством сооружения коммунального хозяйства – трансформаторной подстанции жилых домов в мкр. Спутник, <адрес>.
Согласно распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-р следует, что Министерству топлива и энергетики Республики Тыва передана трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <адрес>, мкрн. Спутник, <адрес>, площадью 712,5 кв.м, с кадастровым номером № балансовой стоимостью 5 563,822 рублей.
Согласно п.3.1 Устава АО «Тываэнерго» следует, что основными целями деятельности Общества являются: получение прибыли, осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса, обеспечение устойчивого развития распределительного электросетевого комплекса, обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).
В соответствии с Положением о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и предельной численности работников, утвержденным Решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям Департамента в области в области имущественных отношений отнесены: разработка проектов муниципальных правовых актов <адрес> по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом (п.п.3.3.4.); организация непосредственного выполнения мероприятий, связанных с передачей и приемом в муниципальную собственность предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, помещений и иного имущества (п.п.3.3.6.); приобретение в муниципальную собственность объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами <адрес> (п.п.3.3.9.); заключение имущественных договоров со сторонними организациями (п.п.ДД.ММ.ГГГГ.).
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что объекты электросетевого хозяйства в <адрес>: Трансформаторная подстанция № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП № и Трансформаторная подстанция № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП № обладают признаками бесхозяйного имущества, собственники объектов не установлены, на балансе объекты не состоят, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной, республиканской или федеральной собственности они не значатся, в связи с чем данные трансформаторные подстанции № и № подлежат признанию безхозяйными недвижимым имуществом.
В силу изложенного орган местного самоуправления в лице Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> обязан принять меры к надлежащему учету в Управлении Росреестра по <адрес> трансформаторные подстанции № и № с последующей передачей данных трансформаторных подстанций № и № вместе с трансформаторной подстанцией № по акту приема-передачи АО «Тываэнерго», а АО «Тываэнерго», как организация, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены и которое обязано обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии), обязано принять в собственность данные трансформаторные подстанции №, № и № после их передачи Департаментом экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Х к Департаменту экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и АО «Тываэнерго» о признании бесхозяйным недвижимым имуществом трансформаторные подстанции № и № обязании Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> поставить на учет в Управление Росреестра по <адрес> бесхозяйное недвижимое имущество – трансформаторные подстанции № и №, после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – трансформаторные подстанции № и № передать по акту приема-передачи АО «Тываэнерго», обязании АО «Тываэнерго» принять в собственность трансформаторные подстанции №, № и № после их передачи Департаментом экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>, удовлетворить.
Признать безхозяйными недвижимым имуществом трансформаторную подстанцию №, расположенную по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №; трансформаторную подстанцию № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №.
Обязать Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет в Управлении Росреестра по <адрес> бесхозяйственное недвижимое имущество - трансформаторную подстанцию № по адресу <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №; трансформаторную подстанцию № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №.
Обязать Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> передать поставленную на учёт в Управлении Росреестра по <адрес> трансформаторную подстанцию №, расположенную по адресу <адрес>, ВЛ 0,4-20 от ТП №, по акту приема-передачи АО «Тываэнерго».
Обязать Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> после постановки на учет бесхозяйственного недвижимого имущества - трансформаторных подстанций № по адресу <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №; № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП № передать их по акту приема-передачи АО «Тываэнерго».
Обязать АО «Тываэнерго» принять в собственность трансформаторную подстанцию №, расположенную по адресу <адрес>, ВЛ 0,4-20 от ТП №; трансформаторную подстанцию № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №; трансформаторную подстанцию № по адресу: <адрес>; ВЛ 0,4-20 от ТП №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: ______________________ А.В. Монгуш