86RS0001-01-2020-005517-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.
при секретаре Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2916/2020 по исковому заявлению Никуровой Галины Николаевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованием к ответчику о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 32 129 рублей.
Требования истца мотивированы тем, что она является неработающим пенсионером по возрасту, с 22.02.2020г. по 06.03.2020г. из г. Омска, куда добиралась на машине, выезжала на отдых в Нячанг (государство Вьетнам), в связи с чем обратилась в Пенсионный фонд за оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Пенсионным фондом в выплате компенсации расходов отказано по причине того, что отдых осуществлялся за пределами РФ.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом, ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление. С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец является пенсионером по старости (копия удостоверения № № от 2ДД.ММ.ГГГГ.).
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
ГУ – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО – Югры (межрайонное) отказано истцу в выплате компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно без указания маршрута, поскольку место отдыха находилось за пределами РФ.
Считая отказ в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно нарушающим его права, истец просит суд выплатить денежную компенсацию расходов на проезд.
Суд, оценив представленные доказательства, находит действия ответчика частично противоречащими действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством РФ.
Согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005г. № 176, компенсация расходов на оплату стоимости проезда может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил.
В соответствии с пунктами 7, 8 и 9 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывной талон), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Заявление о компенсации в виде фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме подается в Пенсионный фонд РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных территориальными организациями не зависимо от их организационной правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, или в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
По смыслу статьи 34 указанного выше Закона Российской Федерации, решающее значение для компенсации расходов имеет цель поездки – отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях» условиях. Однако отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим самостоятельно организованных отдых не на территории Российской Федерации, не может рассматриваться, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение в этом месте отдыха, как запрет на получение ими такой компенсации, так как указанная компенсация гарантирована статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат указанной категории граждан предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации на основании отсутствия путевки или иного документа полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха, либо при организации отдыха вне пределов РФ, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего севера (или приравненных к ним местностям), ставят их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно на территории РФ и противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство всех прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Названные нормативные положения не лишают установленной социальной гарантии пенсионеров – северян, самостоятельно организующих свой отдых при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, при этом выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера в отпуске, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории РФ.
С учетом изложенного суд считает доводы ответчика в части отсутствия права у истца на получение компенсации, так как отдых им организован за пределами Российской Федерации, несостоятельны и не могут служить основанием отказа в получении компенсации.
Согласно статьям 4 и 67 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, федеральные субъекты имеют верховенство на всей её территории, которая включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О государственной границе РФ» государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Согласно ч. 2 ст. 9 названного Закона, под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов.
Анализ ст.1 и ч.2 ст. 9 закона «О Государственной границе РФ» позволяет сделать вывод о том, что пункт пропуска через границу и пересечение границы не тождественные понятия. В пункте пропуска через границу осуществляются различные виды контроля и пропуск через Государственную границу, после чего граждане, получившие разрешение на пересечение Государственной границы, следуют к месту пересечения Государственной границы по территории Российской Федерации до места фактического пересечения Государственной границы.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно гарантирована ст.34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Истец самостоятельно выбрал местом отдыха Нячанг (Вьетнам). Данный факт в судебном заседании не опровергнут ответчиком, не представлены доказательства выплаты компенсации в 2019-2020 годах.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на компенсацию расходов по оплате проезда, так как форма организации отдыха была выбрана им самостоятельно, факт прибытия на Нячанг (Вьетнам) в указанных целях (туристический продукт) нашел свое подтверждение в судебном заседании (договор бронирования туристского продукта № от ДД.ММ.ГГГГ., оплачен ФИО4 в безналичной форме платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ; факт пребывания истца на отдыхе на территории иностранного государства не освобождает ответчика от обязанности возмещения расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно по территории РФ.
При этом необходимо учитывать, что оплата стоимости проезда пенсионера к месту отдыха и обратно носит компенсационный характер, возмещению подлежат только фактически понесенные расходы пенсионера.
Представленные истцом документы позволяют с достоверностью установить, что истец в период с 22.02.2020г. по 06.03.2020г. отдыхала на Нячанге (Вьетнам), что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета по маршруту г. Омск – Нячанг - г. Омск, посадочными талонами по проезду в направлениях: г. Омск – Нячанг от 22.02.2020г. и Нячанг - г. Омск от 06.03.2020г.; договором бронирования туристского продукта № от ДД.ММ.ГГГГ., справкой туроператора ООО «РегионФИО8 о приобретении авиабилета по маршруту Омск-Нячанг-Омск стоимостью перелета 32 129,00 рублей.
При таких обстоятельствах истец имеет право на компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно по территории РФ.
Согласно маршрутной квитанции электронного билета, авиаперелет осуществлялся чартерным рейсом по маршруту Омск-Нячанг-Омск, согласно посадочным талонам, аэропорт прибытия в иностранном государстве – «Нха Транг», стоимость авиаперелета оплачена ФИО5 в безналичной форме.
Туроператор ООО «ФИО11» в справке от 06.07.2020г. выдал ФИО5 справку о стоимости чартерной международной перевозки 22.02.2020г. по маршруту Омск-Нячанг и 06.03.2020г. Нячанг-Омск на сумму 32 129,00 рублей.
Согласно данным "Значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов", отношение ортодромии по территории РФ к ортодромии полета по маршруту г. Омск – Камрань (Вьетнам), что соответствует аэропорту Нячанга «Нхатранг», в процентом выражении составляет 23 %.
Следовательно, размер затраченных истцом средств для авиаперелета по территории Российской Федерации составляет 7 389 рублей 67 копеек (32 129,00 руб.?23%), которые подлежат взысканию с ответчика в счет компенсации фактически понесенных расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 389 ░░░░░░ 67 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░