Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1801/2023 ~ М-1170/2023 от 19.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2023 года Самарский областной суд в составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при Секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,

с участием прокурора Зоричевой Е.С.

представителя административного истца Бортникова С.П.,

представителя Правительства Самарской области и Министерства строительства Самарской области Миловановой Н.А.,

представителя ООО «Октагон» Гаврилина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1801/2023 по административному исковому заявлению ФИО12 к Правительству Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

    14.04.2023 Правительство Самарской области приняло распоряжение № 176-р «Об утверждении документации по планировке территории регионального значения в границах улиц: <адрес>.

Степухина М.Н. обратилась в суд с административным иском к Правительству Самарской области с последующим уточнением, в котором просила признать недействующим с момента опубликования распоряжение Правительства Самарской области от 14.04.2023 № 176-р «Об утверждении документации по планировке территории регионального значения в границах улиц: <адрес>.

В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровыми номером и трех жилых домов, расположенных по адресу: г.Самара, Октябрьский район, ул.Соколова, дом 6. Оспариваемым распоряжением установлены красные линии, проходящие через земельный участок и жилые дома административного истца, что впоследствии повлечет перевод земельного участка в другую зону и изъятие указанных объектов недвижимости. В настоящее время также созданы препятствия в реконструкции трех жилых домов в одно строение. Объекты недвижимости административного истца попадают в зону, предусмотренную распоряжением как часть планируемой территории регионального значения. На месте земельного участка планируется строительство многоэтажного здания. Полагает, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам земельного, градостроительного законодательства. Нормативный правовой акт принят в нарушение ст.45 Градостроительного кодекса РФ, а именно на официальном сайте информация о распоряжении размещена не в полном объеме, Правительство Самарской области не имело полномочий на принятие данного распоряжения. Красные линии установлены без учета расположения объектов недвижимости административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Бортников С.П. в судебном заседании поддержал заявленные уточненные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель Правительства Самарской области и Министерства строительства Самарской области по доверенности Милованова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом. Нормами Градостроительного кодекса установлен порядок опубликования, отличный от порядка опубликования нормативного правового акта регионального уровня. Оспариваемое распоряжение принято в соответствии со ст.45 ГрК РФ. Размещение территории регионального значения в границах улиц: Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова, предусмотрено Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, являющейся документом территориального планирования Самарской области. Реализация документов территориального планирования путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования прямо предусмотрена ст.26 ГрК РФ, не может рассматриваться как нарушение прав административного истца. Действующее законодательство прямо допускает возможность предусмотреть в документации по планировке территории размещение объектов социальной инфраструктуры на земельных участках, находящихся в частной собственности, в связи с чем, права и законные интересы административного истца при утверждении документации по планировке территории не нарушены.

Представитель ООО «Октагон» по доверенности Гаврилин С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что документацией по планировке территории, утвержденной оспариваемым распоряжением, в том числе установлены красные линии. Красные линии установлены оспариваемым распоряжением, в соответствии с действующим законодательством РФ, нормами и правилами, а также фактическим расположением объектов инженерных сетей на местности, с учетом интересов собственников земельных участков и объектов недвижимости, в том числе с учетом интересов административного истца. Красная линия вдоль ул.Соколова была предусмотрена в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории регионального значения в целях размещения Дублирующего коллектора Волжского склона, с целью определения границ зон размещения магистральной хозяйственно-бытовой канализации диаметром 1000 м. В то же время, в границах земельного участка административного истца проходят распределительные сети водоснабжения диаметром 150 мм (сети водоснабжения обеспечивают территорию нескольких кварталов, и не являются источником для единственного объекта). В рамках разработки документации по планировке территории регионального значения створ красных линий от линейного объекта Дублирующий коллектор был уточнен для обеспечения нормативного поперечного профиля ул.Соколова и обеспечения ремонта, реконструкции, расширения существующих магистральных и распределительных инженерных сетей. Место прохождения красной линии предусмотрено с учетом границ зон размещения фекально-бытовой канализации вдоль ул.Соколова со стороны ул.Липецкой. Сместить красную линию от земельного участка административного истца в сторону с Северо-Восточной магистрали невозможно, поскольку земельные участки, расположенные ближе к улице Липецкой обременены распоряжением объектов инженерных сетей. Красная линия в границах земельного участка с кадастровым номером учитывает зону минимальных расстояний от сетей водоснабжения 5 м., потому часть земельного участка, выделенная красными линиями, и до их установления не могла быть использована для застройки в силу минимальных расстояний до объектов инженерной инфраструктуры, а также конфигурацию участка в этом месте. Красные линии, обозначающие границу территории общего пользования со стороны ул.Кузбасской, предусмотрены по границе одного земельного участка с отступом от земельного участка административного истца, что сделано с учетом наличия одного из трех строений, частично расположенных за границами указанного земельного участка.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Государственного унитарного предприятия Самарской области институт «ТеррНИИгражданпроект» представил письменные пояснения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку документация по планировке территории регионального значения в границах улиц: Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова в г.о.Самара подготовлена и утверждена в полном соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Предприятие подготавливало документацию по планировке территории, которая впоследствии была утверждена оспариваемым распоряжением.

Представитель ООО «Притяжение» представил письменный отзыв, в котором пояснил, что общество подготовило проект межевания территории в составе документации по планировке территории. Проектом межевания территории в составе проекта планировки территории образовано 16 земельных участков. Зарезервированы части земельных участков, подлежащих предоставлению в пользование дошкольным образовательным учреждениям, с целью размещения групповых площадок с теневыми навесами для прогулок детей, утвержден перечень земельных участков, существующих с изменяемым видом разрешенного использования. При этом, земельный участок административного истца не подпадает ни в одну из вышеперечисленных категорий, что исключает нарушение каких-либо прав и интересов административного истца, правовой режим его земельного      участка не претерпел никаких изменений. Красные линии установлены в соответствии с действующим законодательством РФ, нормами и правилами, фактическим расположением объектов инженерных сетей на местности, а также с учетом интересов собственников земельных участков и объектов недвижимости.

Прокурор полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ( ч.1 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункты 1, 2, 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из положений статей 9, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (часть 3). Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение десяти рабочих дней со дня поступления им указанной документации (часть 3.1).

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации ( часть 19 ст.45 ГрК РФ).

Применительно к части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом территориального планирования г.о.Самара является Генеральный план г.о.Самара, утвержденный решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 № 539.

В соответствии с ч.3 ст.3 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», Правительство Самарской области утверждает документацию по планировке территории в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

На основании ч.4 ст.3 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД, орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Самарской области в пределах своей компетенции, за исключением документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области (далее - автомобильные дороги в Самарской области) и (или) объектов дорожного сервиса, определения границ полос отвода автомобильных дорог в Самарской области.

Согласно п.1.1 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области.

Подготовка документации по планировке территории регионального значения в границах улиц: Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова в городском округе Самара осуществлялась ГУП СО «ТеррНИИгражданпроект» на основании государственного контракта, в соответствии с требованиями Технического задания.

14.04.2023 Правительством Самарской области принято распоряжение № 176-р «Об утверждении документации по планировке территории регионального значения в границах улиц: <адрес>.

В соответствии с п.12.7 ст.45 ГрК РФ, документация по планировке была согласована с Администрацией г.о.Самара.

Из преамбулы оспариваемого распоряжения следует, что оно принято в соответствии со ст.ст.7, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.3 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области».

Пунктом 1 распоряжения утверждена документация по планировке территории регионального значения в границах улиц: Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова в городском округе Самара.

Приложением к распоряжению является как Проект планировки территории, содержащий положения о характеристиках планируемого развития территории, об очередности планируемого развития территории, так и графический материал.

С учетом положений Градостроительного кодекса, Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», суд полагает, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.15, 16 ГрК РФ, документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

19.04.2023 министерством строительства Самарской области направлена Главе г.о.Самара утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 14.04.2023 № 176-р документация по планировке территории.

Распоряжение Правительства Самарской области от 14.04.2023 № 176-р опубликовано в сети Интернет на сайте Администрации г.о.Самара во вкладке официальное опубликование 20.09.2023, а также в печатном издании «Самарская газета» от 21.09.2023 № 206 (7517).

Учитывая, что полный текст оспариваемого распоряжения опубликован на официальном сайте Администрации г.о.Самара, а также в официальном печатном издании, суд полагает, что оспариваемое распоряжение было опубликовано с соблюдением порядка его опубликования.

В соответствии с ч.5 ст.6 Закона Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД, документация по планировке территории, представленная органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, органом исполнительной власти Самарской области по управлению в сфере дорожного хозяйства Самарской области, утверждается Правительством Самарской области.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, ввиду следующего.

В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Распоряжение Правительства Самарской области об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, доводы административного ответчика о том, что распоряжение является ненормативным правовым актом, признаются судом необоснованными.

Из материалов дела следует, что Степухиной М.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1529,2 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г.Самара, р-н Октябрьский, ул. Соколова,6. На земельном участке расположены три жилых дома, принадлежащих на праве собственности административному истцу.

Согласно схеме красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории, красные линии проходят через земельный участок Степухиной М.Н.

    Административный истец указывает, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку красные линии проходят через земельный участок и объекты капитального строительства, принадлежащие административному истцу, переводит земельный участок в другую зону, что впоследствии приведет к изъятию земельного участка, в настоящее время является препятствием для реконструкции жилых домов, что является нарушением ее прав как собственника объектов недвижимости.

    Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к указанию в схемах функциональных зон и красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, при этом разработка красных линий и определение зонирования в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, кроме того, по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки конкретной территории призван обеспечивать не только права интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, в связи с чем, суд приходит к выводу, что при разработке документов территориального планирования задача состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

    Из проекта планировки территории следует, что в границах проектируемой территории предусмотрено размещение объектов, включенных в настоящее время в Генеральный план городского округа Самара, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории.

    Размещение территории регионального назначения в границах улиц: Лесной, Северо-Восточной магистрали, Ново-Садовой, Постникова Оврага, Саперной, Липецкой, Автобусного проезда, Скляренко, Николая Панова, проспекта Масленникова, предусмотрено Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261.

Правилами землепользования и застройки г.о.Самара установлены градостроительные регламенты и определены границы территориальных зон. Градостроительным регламентом определяются правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

    Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

    Проект красных линий разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории.

    Чертеж красных линий и границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства являются самостоятельным графическим материалом проекта планировки.

Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.

Положения градостроительного законодательства Российской Федерации не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке и межеванию территории, в том числе применительно к красным линиям, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки, объекты капитального строительства в границах территории, на которую разрабатывается проект территории.

Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Земельное и градостроительное законодательство не содержит императивных требований учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.

Проект планировки территории содержит все сведения, подлежащие отображению согласно требованиям ст.42 ГрК РФ. При проектировании, красная линия вдоль улицы Соколова была предусмотрена в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории регионального значения в целях размещения дублирующего коллектора Волжского склона, с целью определения границ зон размещения магистральной хозяйственно-бытовой канализации диаметром 1000 мм. Там же проходят распределительные сети водоснабжения диаметром 150 мм., установлена красная линия, учитывающая зону минимальных расстояний от сетей водоснабжения. Место прохождения красной линии предусмотрено с учетом границ зон размещения фекально-бытовой канализации вдоль ул.Соколова со стороны ул.Липецкой.

Сам по себе факт разработки красных линий в целях формирования зоны размещения магистральных и распределительных инженерных сетей, с их наложением на границы земельного участка, принадлежащего административному истцу, не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий осуществлено в пределах предоставленных Правительству Самарской области полномочий, с целью определения баланса публичных интересов сторон.

Таким образом, красные линии установлены в соответствии с действующим законодательством.

Под территориальным планированием в Градостроительном кодексе Российской Федерации понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (статья 1).

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

Таким образом, доводы административного истца о том, что оспариваемое территориальное зонирование препятствует использованию указанного земельного участка и реконструкции объектов капитального строительства, а именно не позволяет реализовать весь комплекс прав в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, суд полагает необоснованными. Доводы административного истца о переводе земельного участка в другую зону являются необоснованными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт этого не предусматривает. Кроме того, доказательств того, что земельный участок с объектами недвижимости подлежит изъятию не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Правительства Самарской области не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом суд исходит из того, что проект планировки территории является основой для последующей разработки проектов межевания территорий и разрабатывается с целью выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, поэтому реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не носило произвольного характера, а было обусловлено необходимостью развития инфраструктуры г.о.Самара, баланс частных интересов граждан, право собственности которых на объекты недвижимого имущества, затрагиваются предполагаемым строительством, и публичных интересов, устойчивого развития территории городского округа на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, оспариваемым нормативным правовым актом соблюден.

Суд полагает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14.04.2023 № 176-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.12.2023.

░░░░░:                                    ░.░.░░░░░░░

3а-1801/2023 ~ М-1170/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степухина М.Н.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Правительство Самарской области
Другие
Бортников С.П.
Глава городского округа Самара
Степухин Сергей Витальевич
Министерство строительства Самарской области
ООО "Октогон"
ООО "Притяжение"
ГУП Самарской области институт "Террниигражданпроект"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация административного искового заявления
21.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2023Предварительное судебное заседание
30.08.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее