Дело № 2а-3399/2023
УИД 73RS0001-01-2023-003379-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Шабинской Е. А.,
при секретаре Махмутовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юхимчука Александра Павловича к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Военному комиссариату Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновск Ульяновской области о признании незаконным решения о призыве на военную службу и признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выдаче направления на дополнительное обследование,
УСТАНОВИЛ:
Юхимчук А.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Требования мотивировал тем, что истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновск Ульяновской области и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В рамках весеннего призыва 2023 года решением призывной комиссии в отношении истца было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу и выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ.
С данным решением истец не согласен, ввиду того, что при проведении мероприятий, связанных с призывом, в ходе весенней призывной компании 2023 г. были допущены существенные нарушения законодательства в сфере призыва граждан на военную службу.
Юхимчук А.П. предъявлял жалобы на боли в правом подреберье, желтушность кожных покровов, зуб в области родинок, были предъявлены соответствующие медицинские документы.
Исходя из указанных истцом жалоб, его заболевание соответствует ст. 59 Расписания болезней (Приложение к Положению о Военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565), является основанием для определения категории годности «В». В соответствии с данной категорией призывная комиссия обязана вынести решение об освобождении от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у истца заболеваниям, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Истец обращался в призывную комиссию с требованием нового направления на дополнительное обследование, однако, оно было проигнорировано.
Жалоба в вышестоящую призывную комиссию в досудебном порядке истцом подана не была.
Просит суд признать незаконным решение призывной комиссии по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия призывной комиссии по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска, выразившиеся в отказе в выдаче направления для дополнительного обследования диагностики состояния здоровья истца в соответствии с требованиями Расписания болезней и вынесения решения о призыве без достаточных сведений о состоянии здоровья.
Судом из числа административных ответчиков была исключена призывная комиссия по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска, в качестве административного ответчика привлечена призывная комиссия муниципального образования «город Ульяновск».
В судебном заседании административный истец Юхимчук А.П., на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске. Указал, что решение о призыве на военную службу он не получал, узнал о нем ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данная дата оспариваемого решения указана в иске. ДД.ММ.ГГГГ ему было проведено оперативное лечение: <данные изъяты>, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновск Ульяновской области и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Чугунова Н.Д. в судебном заседании с требованиями Юхимчука А.П. не согласилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований, привела доводы, суть которых сводится к следующему.
Решением призывной комиссии Муниципального образования «город Ульяновск» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Юхимчук А.П. призван на военную службу. Данная призывная комиссия была создана Указом Губернатора Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Военный комиссариат не вправе вмешиваться в деятельность призывной комиссии и давать оценку её действиям, призывная комиссия не является структурным подразделением и он за её действия (бездействия) ответственности не несет. При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом ДД.ММ.ГГГГ года Юхимчук А.П. с учетом жалоб и имеющихся медицинских документов, материалов личного дела, был освидетельствован врачами-специалистами. При прохождении медицинского освидетельствования в ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом жалоб (<данные изъяты>), имеющихся медицинских документов, Юхимчук А.П. был направлен на дополнительное медицинское обследование в ГУЗ «ЦК МЧС им. заслуженного врача России В.А. Егорова» в дневном стационаре поликлиники №. При прохождении медицинского освидетельствования ц других врачей-специалистов оснований для направления на дополнительное обследование не имелось. По результатам дополнительного медицинского обследования в дневном стационаре, совокупности имеющихся медицинских документов, после изучения личного дела, состояния здоровья и имеющихся жалоб Юхимчука А.П. врачами-специалистами призывной комиссии установлена категория годности «<данные изъяты>. Решение о призыве на военную службу Юхимчука А.П. было принято призывной комиссией муниципального образования «город Ульяновск», а не призывной комиссией по Железнодорожному и <адрес>м <адрес>, такой комиссии не существует. Решение о призыве ФИО2 на военную службу было принято ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией никакого решения в отношении истца не принималось. Врачи-специалисты действовали согласно правилам проведения медицинского освидетельствования на основании ст. 5.1 Федерального закона. Юхимчук А.П. был направлен на основании жалоб и имеющихся медицинских документов на дополнительное медицинское обследование. И на основании направления находился на медицинском обследовании в дневном стационаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Медицинских документов, подтверждающихся его обращения в медицинские учреждения, в связи с имеющимися жалобами, вне призывных мероприятий, за весь период нахождения на воинском учете, Юхимчук А.П. не представлял. Все жалобы Юхимчук А.П. возникли только во время призывных мероприятий. Врачи-специалисты, проводившие освидетельствование призывника, имеют большой опыт работы, являются специалистами лечебных учреждений, входящих в перечень медицинских организаций, утвержденных Указом Губернатора, которые вправе осуществлять медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную службу. не доверять заключению которых, нет никаких оснований. Оперативное вмешательство, проведенное административному истцу ДД.ММ.ГГГГ являлось не экстренным, а плановым, было проведено после принятия решения призывной комиссией, в связи с чем, оснований для признания решения незаконным не имеется.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Муниципального образования «город Ульяновск» Гришулис А.Я. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что решение о призыве Юхимчука А.П. на военную службу, принятое ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным. При прохождении административным истцом медицинского освидетельствования, врачами-специалистами были учтены все жалобы, диагнозы и медицинские документы административного истца, на основании которых была установлена категория годности «Б-3».
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, личное дело призывника Юхимчука А.П., медицинскую карту Юхимчука А.П., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Указом Губернатора Ульяновской области от 29.03.2023 N 29 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в апреле - июле 2023 года» утверждены составы призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), в том числе, состав призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск».
Согласно ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В силу статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пункта 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6 и 11 названного Положения).
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Судом установлено, что Юхимчук Александр Павлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на воинский учет в Военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновск Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках весеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с предъявлением жалоб на состояние здоровья во время прохождения очередного медицинского освидетельствования в ДД.ММ.ГГГГ года по направлению военного комиссариата истец проходил медицинское обследование с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в условиях дневного стационара поликлиники № ГУЗ «ЦК МСЧ им. заслуженного врача России В.А. Егорова». Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина № и выписному эпикризу ему был поставлен основной диагноз: <данные изъяты> от <данные изъяты>
Из листа медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании ст. 59 пункта «в» графы I расписания болезней и таблицы 1, Юхимчуку А.П. установлена категория годности «<данные изъяты>
Решением призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Юхимчук А.П. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности - "Б-3").
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2023 N 220 "О призыве в апреле - июле 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 апреля по 15 июля 2023 г. осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, в количестве 147 000 человек.
Абзацы 1 и 3 пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных данным Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565 предусмотрено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.
Вместе с тем, оснований для изменения категории годности "<данные изъяты> не имеется, поскольку материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период весеннего призыва в ДД.ММ.ГГГГ году Юхимчук А.П. имел заболевания, дающие основания для установления иной категории годности.
Кроме того, судом учитывается, что оперативное лечение от ДД.ММ.ГГГГ было проведено Юхимчуку А.П. после принятия обжалуемого решения, принятого ДД.ММ.ГГГГ, медицинские документы истцом административным ответчикам представлены не были.
Из материалов дела усматривается, что административный истец,с учетом его жалоб и имеющихся медицинских документов, был направлен на дополнительное медицинское обследование в ГУЗ «ЦК МЧС имени заслуженного врача России В.А. Егорова», где находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его доводы о том, ему было отказано в выдаче направления на дополнительное обследование не нашли своего подтверждения.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N (абзац 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац 1 пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Однако таким правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180, 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Юхимчука Александра Павловича к Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Военному комиссариату Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновск Ульяновской области о признании незаконным решения о призыве на военную службу и признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выдаче направления на дополнительное обследование отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е. А. Шабинская
В окончательной форме решение изготовлено 28.07.2023 года.