Дело № 2-89/2023
Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2022-004115-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черногорск 16 января 2022 года
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,
при секретаре Елешиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Матюхину О.В., действующего в своих интересах несовершеннолетнего МДО, Конзалаеву Д.В. о взыскании с наследников задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – НО «Фонд капремонта», Фонд) обратилось в суд с иском к наследникам умершего собственника МЕВ. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 1 260,57 руб. за период с 01.02.2015 по 30.04.2022, пени за просрочку уплаты взносов в сумме 406,58 руб. за период с июня 2016 года по июнь 2022 года и расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 руб., мотивируя свои требования тем, что ответчик, являющийся собственником 1/5 доли в праве квартиры № 424а в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ***, не производила уплату взносов, в связи с чем образовалась задолженность в заявленной сумме. За нарушение сроков уплаты взносов ответчику в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) начислены пени. В качестве правового обоснования своих требований Общество ссылается также на положения ст.ст. 39, 154 ЖК РФ, ст. ст.249,289-290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Определением мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска от 30.09.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Матюхин О.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего МДО., а также Конзалаев Д.В..
Далее, определением мирового судьи судебного участка №5 г.Черногорска от 17.10.2022 настоящее гражданское дело передано по подсудности в Черногорский городской суд, которое принято к своему производству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, МЕВ. Матюхин О.В., МДО., Конзалаев Д.В., САС. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ***, в равных долях (по 1/5 доли в праве общей долевой собственности), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.06.2022.
Согласно ст.ст.289, 290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственники обязаны нести расходы на содержание общего имущества пропорционально своим долям в праве собственности, на основании п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственников жилищного фонда.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт общего имущества (ст.154 ЖК РФ).
Положениями ст. ст. 178, 180 ЖК РФ закреплено, что региональный оператор является юридическое лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, в перечень его обязанностей входит, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета cy6ъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Частью 1 ст.181 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Частью 2 вышеназванной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:
1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;
3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;
4) запрашивают и получают предусмотренные настоящим Кодексом сведения (информацию) от заинтересованных лиц;
5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Региональный оператор, согласно ст. 182 ЖК РФ обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Таким образом, обязанность собственников по внесению взносов для формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора и порядок исполнения такой обязанности установлены Федеральным законом – Жилищным кодексом РФ.
Согласно ч. ст.179 ЖК имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других не запрещенных законом источников.
Следовательно, с момента поступления денежных средств, уплачиваемых собственниками в виде взносов на счет регионального оператора, такие средства в силу ЖК РФ переходят в собственность регионального оператора.
При этом в соответствии с ч. 3 ст.179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
Частью 4 ст.181 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
На период 2014 - 2015 годов по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 4,8 руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 5,2руб./м2 – в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 07.10.2013 № 533 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в Многоквартирном Доме на территории Республики Хакасия").
На 2016 год по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 5,34руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 5,78руб./м2 - в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 07.12.2015 № 646 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2016 год").
На 2017 год по г.Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 5,64руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 6,1руб./м2 - в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 07.11.2016 № 547 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремой общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2017 год")
На период с 01.08.2017 по 31.12.2018 по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 5,85руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием 6,33руб./м2 - в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 18.08.2017 № 428 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия с 01.08.2017 по 31.12.2018").
На 2019 год по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 5,85руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 6,33руб./м2 - в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 08.02.2019 № 15 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2019 год.).
На 2020 год по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 6,08руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 6,58руб./м2- в домах, оборудованных лифтовым оборудования (постановление Правительства Республики Хакасия от 17.12.2019 № 632 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2020 год.).
На 2021 год по г.Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 6,44руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 6,97руб./м2 - в домах, оборудованных лифтовым оборудования, 2022 год по г. Черногорск минимальный размер взноса установлен в размере 6,83руб./м2 - в домах, не оборудованных лифтовым оборудованием, 7,39руб./м2 в домах, оборудованных лифтовым оборудованием (постановление Правительства Республики Хакасия от 03.12.2020 № 659 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Хакасия на 2021-2023 год).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 17 сентября 2013 года № 513 «О создании Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального реме многоквартирных домов».
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2014 года № 669 «Об определении регионального оператора Республики Хакасия и утверждении Порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора», Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» определена региональным оператором Республики Хакасия по обеспечению проведения капитала ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия.
Согласно ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества дома, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая регионе программа капитального ремонта.
В Республике Хакасия региональная программа утверждена постановлением Правительства РХ от 14 марта 2014 года № 102 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)» и официально опубликована 18 марта 2014 года в Бюллетене «Вестник Хакасии», соответственно обязанность по уплате взносов возникла с декабря 2014 года. Минимальные размеры обязательного взноса на ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия установлены постановлением Правительства Республики Хакасия от 07 октября 2013 года № 533 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Хакасия».
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счёте регионального оператора.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 14 августа 2014 года № 2207-п «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» определен перечень многоквартирных домов, фонды капитального ремонта общего имущества которых формируются на счёте регионального оператора.
В указанный перечень вошел и многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой входит взнос на капитальный ремонт, вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Статьей 1175 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
В данном случае, смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства в соответствии с условиями договора в пределах стоимости наследственного имущества.
Из материалов наследственного дела №177/2018 в отношении умершей 30.03.2018 МЕВ. следует, что с заявлением о принятии наследства, состоящего из 1/5 доли комнаты, находящейся по адресу: ***, после умершей обратился Матюхин О.В. (супруг умершей), действующий от себя лично и от имени несовершеннолетнего Матюхина Д.О. (сын умершей).
В силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Судом установлено, что долг по взносам на капитальный ремонт в отношении 1/5 доли в квартире сформировался при жизни и после смерти наследодателя с 01.02.2015 по 30.04.2022.
Исходя из того, что Матюхин О.В. и Матюхин Д.О. являются наследниками, принявшими наследственную массу после умершей МЕВ., на них возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, которые они надлежащим образом не исполняют.
Пунктом 1 ст. 1175 ГК РФ предусмотрено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323 ГК РФ).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно имеющейся в материалах наследственного дела № 177/2018 выписке из ЕГРН на момент открытия наследства кадастровая стоимость квартиры, расположенной по адресу: *** составила 332362, 17 руб. (соответственно, стоимость 1/5 доли – 66472, 43 руб.
Сведений о том, что указанная выше кадастровая стоимость объекта не соответствует его рыночной стоимости, ответчиками в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, стоимость наследственного имущества значительно превышает размер предъявленной к взысканию задолженности наследодателя.
Выполненный истцом расчет задолженности судом проверен и признан верным.
Принимая во внимание принятие наследниками Матюхиным О.В. и несовершеннолетним Матюхиным Д.О. наследственного имущества, с последних в солидарном порядке соразмерно 1/5 доли в праве на квартиру по адресу: ***, надлежит взыскать 1 260,57 руб.
Рассматривая требования о взыскании пени за просрочку уплаты взносов в сумме 406,58 руб., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 14.1. ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 ст. 155 ЖК РФ.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторам» введен мораторий с 01 апреля 2022 года, а также разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020, согласно которым с момента введения моратория, то есть с 01 апреля 2022 года на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория, и что действие моратория распространяется на ответчика.
Следовательно, неустойка не подлежит расчету за период с 06.04.2020 по 31.12.2020 (270 дней), а также с 01.04.2022 по 30.06.2022 (91 день) за образованную задолженность.
Согласно расчету суда, исключив из произведенного расчета указанные периоды неначисления неустойки, размер пени за невнесение обязательного взноса на капитальный ремонт за период с июня 2016 года по июнь 2022 года составляет 1346, 17 руб.. Таким образом, пеня соразмерно доле должника (1/5) составит 269, 34 руб., которая подлежит взысканию с ответчика Матюхина О.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Матюхина Д.О.
В связи с тем, что Конзалаев Д.В. не принимал наследство после умершей МЕВ., оснований для удовлетворения требований с указанного ответчика не имеется.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика Матюхина О.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего МДО., в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Матюхина О.В., МДО, от имени и в интересах которого действует Матюхин ОВ., в пользу Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 1 260,57 руб. за период с февраля 2015 года по апрель 2022 года, пени в размере 269, 34 руб. за период с июня 2016 года по июнь 2022 года, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части требований, в том числе к ответчику Конзалаеву Д.В., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Бастракова
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2023.