УИД 59RS0022-01-2022-000342-20
Материал № 13-34/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2022 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коваль А.А.,
при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Кизелу и г.Александровску УФССП России по Пермскому краю Кияновой К. С. о прекращении исполнительного производства №42193/21/59022-ИП, возбужденного 30.04.2021 года, в связи со смертью должника,
установил:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю Киянова К.С. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №42193/21/59022-ИП, возбужденного 30.04.2021 года, о взыскании с Клеповой Н. А. в пользу СВЕА Экономи Сайпрус Лимитед задолженности по кредитному договору №2672007131 от 28.08.2014 года в размере 8 540,70 руб., в связи со смертью должника.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю, представитель СВЕА Экономи Сайпрус Лимитед, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 440 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно положений статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда Федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Исходя из положений части 1 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В состав наследства в соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
При этом денежное обязательство из кредитного договора не связано с личностью заемщика, поскольку в состав наследства согласно ст. 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Отсюда следует, что при наступлении смерти заемщика, обязанности по погашению кредита переходят в порядке универсального правопреемства (ст. 1110 ГК РФ) к его наследникам.
Исходя из положений указанных норм, возникшее у Клеповой Н. А. обязательство перед СВЕА Экономи Сайпрус Лимитед носит имущественный характер, не связанно с личностью должника и не требует его личного участия. Кредитор может принять исполнение от любого лица.
Согласно сведениям нотариуса Кизеловского нотариального округа от 25.08.2021 года к имуществу Клеповой Н. А., дата смерти ДД.ММ.ГГГГ, в нотариальной конторе Кизеловского нотариального округа Пермского края имеется наследственное дело №, наследником, принявшим наследство, значится дочь Клепова А. М.. Наследниками, фактически принявшими наследство, но не подавшими заявления к нотариусу значатся: дочь – ФИО1, сын – ФИО2. При этом свидетельство о праве на наследство Клеповой А.М. выдано 03.07.2020 года. ФИО1,2. свидетельства о праве на наследство не выдавались. Наследственное имущество состоит из 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.10).
Из ответа ГБУ «ЦТИ и КО Пермского края» от 16.07.2021 года №537 следует, что учреждение не располагает сведениями о наличии недвижимого имущества у Клеповой Н. А. (л.д.9).
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.11.2021 года имеется информация о правах отдельного лица на имевшиеся и имеющиеся объекты недвижимости у Клеповой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно 1/7 доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, при этом право зарегистрировано 23.11.2010 года на основании договора купли-продажи квартиры от 18.11.2010 года (л.д.10).
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Исходя из положений статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Согласно п.58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (п.1). Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
В силу п.3 ст.1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 60,61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт - Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель обязан совершать действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем, вопрос о процессуальном правопреемстве, в установленном порядке, до настоящего времени не разрешен.
Учитывая вышеизложенное, поскольку при наличии наследственного имущества оснований для прекращения исполнительного производства в связи со смертью должника не имеется и в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что судебным приставом-исполнителем предпринимались все необходимые меры, прекращение исполнительного производства будет преждевременным.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства следует отказать.
Руководствуясь ст. 439-440 ГПК РФ, суд
определил:
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Кияновой К. С. о прекращении исполнительного производства №42193/21/59022-ИП, возбужденного 30.04.2021 года, в связи со смертью должника Клеповой Н. А., отказать
На определение может быть подана частная жалоба.
Судья: