№ 2-1212/2019
64RS0047-01-2019-000465-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Назаровой К.Г.,
с участием истца Арутюняна В.А. и его представителя по доверенности Червякова В.И.,
представителей ответчика по доверенности Самитиной Н.И. и председателя ЖСК «Прометей» - Стрельниковой Ю.С.,
представителя третьего лица ООО «Специализированный застройщик «Липки 2020» по доверенности Курбатовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюняна В.А. к жилищно-строительному кооперативу «Прометей» и Арутюнян С.С. о признании имущественного права на квартиру в порядке наследования
установил:
Арутюнян В.А. обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с иском к жилищно-строительному кооперативу «Прометей» (далее - ЖСК «Прометей» и Арутюнян С.С. о признании имущественного права на квартиру в порядке наследования.
Требования истца мотивированы тем, что <дата> его дочь ФИО1 заключила договор долевого участия в строительстве жилого дома ЖСК «<данные изъяты>» по <адрес>. Согласно условиям договора ЖСК «<данные изъяты>» обязался после ввода в эксплуатацию жилого дома по <адрес> и регистрации права собственности в регистрирующем органе передать дольщику ФИО1 трехкомнатную квартиру №, общей площадью 102 кв.м, на пятом этаже в первом подъезде жилого дома, а ФИО1 обязалась оплатить денежные средства в размере 714 000 рублей в сроки, установленные в приложении к договору в счет своей доли в строительстве квартиры. Свои обязательства по договору его дочь выполнила. <дата> ФИО1 умерла. В 2008 г. он вступил в права наследства после умершей дочери на другое имущество. Указанная квартира оказалась долгостроем и ЖСК «<данные изъяты>» был признан несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> по делу № удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ЖСК «<данные изъяты>» о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок ЖСК «Прометей». ЖСК были переданы права застройщика, принадлежавшие ЖСК «<данные изъяты>» в том числе: на незавершенный строительством многоэтажный жилой дом, согласно проектной документации - общей площадью квартир 26916,2 кв.м, по адресу: <адрес>; право аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный на основании договора аренды земельного участка от <дата> №. Определением Арбитражного суда Саратовской области по делу № от <дата> конкурсное производство в отношении ЖСК «<данные изъяты>» было завершено. Полагает, что у него как наследника, возникло имущественное право требования с застройщика ЖСК «Прометей» 3-х комнатной квартиры № общей площадью 102 кв.м на 5 этаже в 1 подъезде в доме по <адрес>. Он обращался к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в отношении указанной квартиры. <дата> нотариусом было отказано в совершении нотариального действия, т.к. нет сведений о том, переуступала ли право требования передачи в собственность квартиры ФИО1, а также выполнены ли ею полностью обязательства по договору долевого участия ЖСК «<данные изъяты>» в ЖСК «Прометей». На основании изложенного просил признать за ним имущественное право требования на получение в собственность от ЖСК «Прометей» после ввода жилого дома в эксплуатацию, трехкомнатной квартиры №, общей площадью всех помещений 102 кв.м, расположенной на 5 этаже, в первом подъезде многоэтажного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Ответчик Арутюнян С.С. и третье лицо Арутюнян Л.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Истец Арутюнян В.А. и его представитель по доверенности Червяков В.И. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Признали, что пай за квартиру в ЖСК «<данные изъяты>» ФИО1 был выплачен не в полном объеме, только в размере 350 000 рублей. В реестр кредиторов ЖСК «<данные изъяты>» ФИО1 и Арутюнян В.А.включены не были.
Представители ответчика по доверенности Самитина Н.И. и председатель ЖСК «Прометей» - Стрельникова Ю.С., представитель третьего лица ООО «Специализированный застройщик «Липки 2020» по доверенности Курбатова Л.В. исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, так как ЖСК «Прометей» правопреемником ЖСК «<данные изъяты>» не является, Арутюнян В.А. в члены ЖСК «Прометей» принят не был.
Суд с учетом мнения участников процесса и положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика и третьего лица.
Заслушав объяснение истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г., утвержденном Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 г., указано, что исходя из п. 2 ст. 27 Закона о долевом участии, вступившего в силу с <дата>, его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу Закона о долевом участии.
Аналогичная позиция закреплена в Преамбуле Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>
Так как сведений о выдаче разрешения на строительство ЖСК «<данные изъяты>» дома по <адрес> до <дата> судом не установлено, то к спорным отношениям возможно применение Закона о долевом участии.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Судом установлено, что <дата> между ФИО1 и ЖСК «<данные изъяты>» был заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома на <адрес> (л.д. 6).
Согласно условиям указанного договора дольщик обязался произвести оплату в размере 714 000 рублей, а ЖСК - после ввода в эксплуатацию жилого дома ЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> передать в собственность дольщика трехкомнатную <адрес> общей площадью 102 кв.м. на 5 этаже в 1 подъезде.
ФИО1 умерла <дата> и истец Арутюнян В.А. является единственным вступившим в права наследования наследником после ее смерти (л.д. 8).
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 1 ст. 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в случае смерти гражданина - участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор.
В силу ч. 8 ст. 4 указанного Федерального закона существующие на день открытия наследства участника долевого строительства имущественные права и обязанности, основанные на договоре, заключенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, входят в состав наследства участника долевого строительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, истец Арутюнян В.А. имеет имущественные права на наследство после умершей дочери и к нему перешли права и обязанности по договору долевого участия в строительстве с ЖСК «<данные изъяты>», заключенному с ФИО1
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Пунктом 1 ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Из предоставленных суду квитанций (л.д. 7) следует, что ФИО1 не выполнила свои обязательства по договору долевого участия, в полном объеме внеся 350 000 рублей, то есть менее половины паевого взноса. Иных сумм ею или ее наследником Арутюняном В.А. не вносилось, что было признано истцом в судебном заседании.
Таким образом, судом установлено, что дольщик ФИО1 и Арутюнян В.А. не исполнили свои обязательства по договору долевого участия в строительстве с ЖСК «<данные изъяты>» в связи с чем на не приобрели права требования передачи 3-х комнатной квартиры № общей площадью 102 кв.м на 5 этаже в 1 подъезде в доме по <адрес>.
Исходя из этого, суд считает, что Арутюнян В.А. вправе лишь требовать возврата оплаченных по договору сумм в размере 350 000 рублей.
Вместе с этим судом установлено, что определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> в отношении ЖСК «<данные изъяты>» введена процедура наблюдения (л.д. 88-98).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> должник ЖСК «<данные изъяты>» признан несостоятельным (банкротом) введено конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> ЖСК «Прометей» переданы права застройщика, принадлежащие ЖСК «<данные изъяты>» на незавершенный строительством многоэтажный жилой дом и право аренды на земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 42-49).
В подп. 2 п. 1 ст. 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что участником строительства признается физическое лицо, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.
В силу п. 1 ст. 201.10 Закона о банкротстве в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - передача объекта незавершенного строительства).
Согласно подп. 7 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве, передача участникам строительства объекта незавершенного строительства может быть осуществлена при одновременном соблюдении ряда условий, в том числе: участниками строительства принято решение о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, соответствующего требованиям п. 8 настоящей статьи.
На основании п. 14 ст. 201.10 Закона о банкротстве права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям.
Размер погашаемой путем предоставления отступного части требования участника строительства равен соотношению стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений.
С даты вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства, требования участников строительства в соответствующей части считаются погашенными, при этом требования о передаче жилых помещений в непогашенной части преобразовываются в денежные требования.
На основании определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства погашенные в соответствующей части требования участников строительства исключаются арбитражным управляющим из реестра требований кредиторов и реестра требований о передаче жилых помещений, оставшаяся непогашенной часть требований о передаче жилых помещений исключается из реестра требований о передаче жилых помещений и включается в реестр требований кредиторов.
Требования участников строительства в части, не погашенной в результате передачи объекта незавершенного строительства, удовлетворяются соответственно в составе требований кредиторов третьей и четвертой очереди либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам.
Исходя из приведенных норм закона, следует, что имущественные или денежные требования к застройщику, заявленные Арутюняном В.А., могли быть заявлены и удовлетворены только в рамках дела о банкротстве ЖСК «<данные изъяты>», чем он не воспользовался.
В силу ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным и жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящем Кодексе, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворении потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Членами жилищного кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива (ч. 5 ст. 112 ЖК РФ).
Статья 121 ЖК РФ устанавливает, что гражданин или юридическое лицо, желающее стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.
Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
В силу ст. 129 ЖК РФ член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.
<дата> Арутюнян В.А. обратился в правление ЖСК «Прометей» с заявлением о приеме его в члены кооператива (л.д. 125).
Решением общего собрания ЖСК «Прометей» от <дата> (л.д. 129-135) Арутюняну В.А. отказано в приеме в члены кооператива.
Истцом Арутюняном В.А. суду не предоставлено доказательств его участия в конкурсном производстве и заявления соответствующих имущественных или денежных требований в рамках банкротства ЖСК «<данные изъяты>», а также доказательств того, что он является членом ЖСК «Прометей».
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Следовательно, после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица прекращаются все обязанности юридического лица, оно не может являться стороной по обязательству (ст. 307 ГК РФ).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от <дата> конкурсное производство в отношении ЖСК «<данные изъяты>» завершено (л.д. 98-102) и данная организация прекратило свою деятельность с <дата> (л.д. 110-115), в связи с чем, имущественные и денежные обязательства данной организации перед Арутюняном В.А. прекратились.
ЖСК «Прометей» правопреемником ЖСК «<данные изъяты>» не является (л.д. 27-31, 76-86), в связи с чем, не может отвечать по обязательствам данной организации.
Доводы истца о переходе в отношении него прав застройщика ЖСК «<данные изъяты>» к ЖСК «Прометей» основаны на неверном толковании норм закона без учета требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2019 ░.