№2-3691/2023
44RS0001-01-2023-003098-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием третьего лица Смирновой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юриновой Дарьи Валерьевны к АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Юринова Д.В. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» создано в соответствии с протоколом №1 общего собрания учредителей 12.10.2021. В соответствии с п. 2 Устава целью деятельности ответчика является: Предоставление услуг в области: проведение социологических и прочих научных исследований в области гуманитарных наук, мониторинг состояния гражданского общества; реализация социально-значимых проектов (в том числе просветительских, информационных, научно-исследовательских и иных программ и грантов) посредством участия в региональных и федеральных конкурсах. Истец является лицом, имеющим право действовать без доверенности от указанной некоммерческой организации. В настоящее время осуществление деятельности ответчика и достижение целей, ради которых он создан невозможно по следующим причинам: истец является единственным членом организации (два участника автономной организации давно не поддерживают связь с представителем организации), старается заявляться на грантовую поддержку в государственные фонды, однако проекты грантовые комиссии не поддерживают. Искать альтернативные источники финансирования в настоящий момент крайне затруднительно. Истец предпринял попытку ведения деятельности как самозанятый и содержание АНО и ведение отчетности (пусть и нулевой) также весьма обременительно. Согласно п. 8.4 Устава АНО, решение о ликвидации принимается высшим органом организации - Советом учредителей. Ввиду отсутствия ведения деятельности (отсутствие заказов от заинтересованных лиц, а также отсутствие грантовой поддержки от фондов), указанный орган не действует. Соответственно, ликвидация организации путем подачи в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области пакета документов, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», в том числе протокола заседания высшего органа, на котором в соответствии с п. 8 Устава принято решение о ликвидации организации, а также утвержден порядок и срок ликвидации организации, не представляется возможным. В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. Задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей у организации не имеется. На основании изложенного истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Институт социальных исследований и инициатив «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о её прекращении.
В судебном заседании истец Юринова Д.В. не участвует, извещена о времени и месте судебного заседания. Направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Ответчик АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» в судебном заседании не участвует.
Третье лицо Смирнова Е.Г. в судебном заседании полагала требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что организация давно перестала функционировать и осуществлять уставную деятельность ввиду утраты интереса ее участников к данной деятельности.
Третьи лица Управление Министерства юстиции по Костромской области, УФНС России по Костромской области, Ивков В.А. извещены о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвуют.
Начальник Управления Министерства юстиции по Костромской области Смирнов Д.А. прочил рассмотреть дело без участия представителя Управления, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
И.о. руководителя УФНС России по Костромской области Лешукова Е.А. в пояснениях указала, что АНО «ИСИИ «Взор провинции» с 14.08.2014 по настоящее время применяет УСН, декларации по налогу на добавленную стоимость за данный период не представлялись; по состоянию единого налогового счета на 17.07.2023 числится задолженность в сумме 62,50 рублей (Штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам). Предстоящие платежи отсутствуют. Решение вопроса о ликвидации АНО «ИСИИ «Взор провинции» оставила на усмотрение суда.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1). Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации (п. 3).
В соответствии со ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя) (п. 1).
Согласно ст. 123.25 ГК РФ, управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями (п. 1). По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации (п. 2). Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан (п. 3).
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ)
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст. ст. 62 - 64 ГК РФ. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом №1 от 12.10.2021 общего собрания учредителей АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» принято решение о создании АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ», утвержден устав некоммерческой организации.
Согласно Уставу АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ», Организация является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов, в целях предоставления услуг и обеспечения широкого доступа населения к информационным ресурсам, реализации социальных проектов и программ, включая программы для лиц с ограниченными возможностями к передвижению и др., особо нуждающихся в социальной поддержке, создания положительного имиджа малого предпринимательства, содействия росту гражданской и экономической активности населения и созданию сети некоммерческих организаций и местных сообществ, содействию переводу деятельности с местными сообществами и НКО в новый проектный режим (п. 1.1).
Целями Организации является предоставление услуг в области: проведение социологических и прочих научных исследований в области гуманитарных наук, мониторинг состояния гражданского общества; реализация социально значимых проектов (в том числе просветительских, информационных, научно-исследовательских и иных программ и грантов) посредством участия в региональных и федеральных конкурсах (п. 2.1).
Предметом деятельности организации является достижение ее уставной цели посредством осуществления следующих видов деятельности:
-научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;
-просветительская деятельность, включая распространение компьютерной грамотности;
-организация и проведение лекций, семинаров, тренингов, конференций, участие в грантах, а также использование других форм распространения знаний и информации;
-информационные услуги населению, предпринимателям, организациям и предприятиям,-издательская и полиграфическая деятельность;
реализация грантов и программ по научному обмену (межрегиональному, межкультурному, межстрановому);
-проведение социологических исследований и мониторинг состояния
гражданского общества;
-развитие и укрепление институтов местного самоуправления;
-реализация проектов в области развития диалога между властью и обществом посредством широкого внедрения современных электронных технологий демократии;
-распространение научных знаний и проведение просветительской и образовательной работы;
-удовлетворение образовательных, профессиональных, познавательных и других интеллектуальных потребностей населения;
-сохранение и популяризация исторического наследия России;
-поддержка молодежных инициатив, проектов молодежных; движений и организаций;
-популяризация здорового образа жизни;
-профилактика курения, алкоголизма и наркомании;
-сохранение и популяризация культурного наследия России;
-развитие общественной активности граждан путем укрепления институтов гражданского общества;
-развитие традиционных духовных ценностей;
-профилактика социально опасных форм поведения граждан, в том числе молодежи;
-содействие развитию туризма на территории Костромской области;
-формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
-развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
-проведение социологических исследований и мониторинг состояния, гражданского общества;
-реализация проектов в области развития диалога между властью и обществом посредством широкого внедрения современных электронных технологий демократии.
(п. 2.2).
АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» зарегистрирована в ЕГРЮЛ УФНС России по КО 21.12.2020 с присвоением ИНН 4401116472, ОГРН 1144400000403, основанным видом деятельности 72.20 научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук.
АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции по Костромской области, что подтверждается свидетельством от 07.08.2014.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и материалам учетного дела юридического лица, с 23.11.2021 директором АНО «ИСИИ «Взор провинции» является Юринова Д.В.
Учредителями АНО «ИСИИ «Взор провинции» являются Смирнова Е.Г., Ивков В.А.
Согласно п. 8.4 Устава АНО, решение о ликвидации принимается высшим органом организации - Советом учредителей.
Как следует из материалов дела, ввиду отсутствия деятельности, указанный орган не действует. Соответственно, ликвидация организации путем подачи в уполномоченный орган пакета документов, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», в том числе протокола заседания высшего органа, на котором в соответствии с п. 8 Устава принято решение о ликвидации организации, а также утвержден порядок и срок ликвидации организации, не представляется возможным.
Согласно информации УФНС России по Костромской области, АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» 26.08.2014 открыт расчетный счет в ПАО Сбербанк № 40703810429000000494.
Согласно представленной истцом выписке, по указанному банкоскому счету движение денежных средств в 2023 году отсутствует.
Согласно представленным истцом платежным документам, 01.09.2023 АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» погашена налоговая задолженность 62,50 руб., 27.09.2023 Юриновой Д.В. внесено 0,66 руб. в счет погашения пени.
Суд находит подтвержденным в рамках рассмотрения дела, что АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» уставную деятельность не осуществляет, денежных средств и имущества для осуществления данной деятельности не имеет.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца о ликвидации АНО «Институт социальных исследований «ВЗОР ПРОВИНЦИИ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с положениями ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица (п. 2).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3).
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п.2).
Согласно положениям п. 1 ст. 64 ГК РФ, при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п. 5 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ).
Из смысла положений ГК РФ следует, что возложение на учредителей или участников юридического лица обязанностей по проведению процедуры ликвидации возможно при обстоятельствах, когда ликвидация юридического лица в отсутствие процедур, предусмотренных ГК РФ, повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц.
В рассматриваемом случае юридическое лицо фактически не осуществляет деятельность, не имеет неисполненных обязательств, денежных средств на расчетном счете, имущества, правоотношений с третьими лицами, в связи с чем необходимость в проведении процедуры ликвидации отсутствует.
При таких обстоятельствах суд находит возможным ликвидировать юридическое лицо с исключением из ЕГРЮЛ без проведения процедуры ликвидации, предусмотренной ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ 4401183920, ░░░░ 1144400000403 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░