Дело №2-30/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года с. Неверкино
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Улбутовой М.В.,
при секретаре Бибарсовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Неверкино
гражданское дело по иску Солдатовой Татьяны Анатольевны к администрации Березовского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о включении жилого дома в состав наследственной массы, признании права собственности на имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Солдатова Т.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указала, что 29.05.2008 умер ее отец ФИО1, которому на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> дома составляет 52.6 кв.м., в том числе жилая 26.7 кв.м. Год возведения дома -1980.
06.04.2011 умерла ее мать ФИО2, которая фактически приняла наследство после смерти ФИО1, но не успела юридически оформить свои права.
Как наследник, она обратилась в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей отказано, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом, которые бы соответствовали действующему законодательству. По мнению истца, право собственности наследодателя ФИО1 на жилой дом подтверждается данными похозяйственной книги, которая в сельской местности была единственным документом, подтверждающим такое право. Кроме того, истец в обоснование исковых требований ссылается на тот факт, что земельный участок под жилым домом, принадлежал ФИО1 на праве собственности. Истец просит включить указанный жилой дом в состав наследственного имущества ФИО1, умершего 29.05.2008, и признать за ней право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования.
Истец Солдатова Т.А. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Администрация Березовкого сельсовета Неверкинского района Пензенской области (ответчик по делу), извещена о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в суд не направила своего представителя, о причинах неявки суду не сообщила. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в адрес ответчика направлялись копия искового заявления, копии документов, приложенных к иску и требование судьи с разъяснением прав, в том числе права направить в суд письменные возражения на иск, с приложением доказательств, обосновывающих имеющиеся возражения. Документов, свидетельствующих о наличии у ответчика возражений на иск, в суд не представлено.
Третье лицо на стороне ответчика нотариус Неверкинского нотариального округа ФИО3, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Межмуниципальный отдел по Кузнецкому, Неверкинскому и Камешкирскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области, являющийся третьим лицом на стороне ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не направил в суд своего представителя, о причинах неявки представителя суду не сообщил.
Изучив материалы гражданского дела, материалы наследственного дела к имуществу ФИО2, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено:
ФИО1 умер 29.05.2008, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7). В соответствии с положениями ст.1113 ГК РФ с 29.05.2008 открыто наследство после смерти ФИО1
Согласно представленных в суд письменных документов, в том числе справки выданной администрацией Березовского сельсовета Неверкинского района Пензенской области (л.д.43), ответа нотариуса Неверкинского нотариального округа ФИО3 (л.д.38) наследницей, фактически принявшей наследство после смерти ФИО1, но не успевшей юридически оформить своих прав, являлась его супруга ФИО2, так как она проживала с наследодателем на момент его смерти.
Супруга ФИО1 – ФИО2 скончалась 06.04.2011, что подтверждается свидетельством о смерти ( л.д.8).
Согласно материалов наследственного дела к имуществу ФИО2, единственным наследником по закону, принявшим наследство после смерти ФИО2 является истица по делу Солдатова Т.А.. О фактическом принятии Солдатовой Т.А. наследства после смерти ФИО2 свидетельствует справка администрации Березовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45). Родственные отношения между истицей Солдатовой Т.А. и наследодателем ФИО2 подтверждены копией свидетельства о рождении и свидетельства о заключении брака (л.д.5,6).
Дочь наследодателя ФИО2 – ФИО4 (наследник по закону) отказалась от наследства в пользу Солдатовой Т.А.
Сын наследодателя ФИО2 – ФИО5 (наследник по закону) от наследства отказался.
Исходя из изложенного, Солдатова Т.А. вправе была обратиться в суд с исковым заявлением о включении имущества в состав наследственной массы ФИО1, умершего 29.05.2008, так как являлась наследницей по закону ФИО2, которая фактически приняла наследство после смерти ФИО1, но не успела оформить своих наследственных прав.
Из материалов наследственного дела следует, что ФИО2 на момент своей смерти завещательных распоряжений не составляла.
Свидетельство о праве на наследство по закону и по завещанию на указанный жилой дом не выдавалось.
Постановлением нотариуса Неверкинского нотариального округа ФИО3 от 14.01.2019 в выдаче свидетельства о праве на наследство - на жилой дом отказано со ссылкой на то обстоятельство, что отсутствует документ, бесспорно подтверждающий право собственности наследодателя на жилой дом (л.д.10).
Свое исковое требование о включении жилого дома в состав наследственного имущества истец обосновывает тем, что наследодатель при жизни не зарегистрировал свое право собственности на жилой дом в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Однако, жилой дом, который она просит включить в состав наследственного имущества, по данным похозяйственной книги значился принадлежащим наследодателю ФИО1. Кроме того, ему принадлежал на праве собственности и земельный участок под жилым домом.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который истец просит включить в состав наследственного имущества, не является самовольной постройкой и принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги №1 лицевой счет №32 (л.д.20).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на момент смерти наследодателя ФИО1, принадлежал последнему на праве собственности, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги №1 лицевой счет №32 (л.д.20), выписка из постановления главы администрации Березовского сельсовета №15 от 25.12.1992 (л.д.25).
26.07.2012 на указанный земельный участок нотариусом Неверкинского района выдано свидетельство о праве на наследство по закону Солдатовой Т.А. (истцу по делу) (л.д.23). Право собственности истицы на земельный участок зарегистрировано в Росреестре, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 31.08.2012 (л.д.24).
Право собственности на жилой дом в органах БТИ не регистрировалось. Это подтверждается отсутствием записи о собственнике помещения в техническом паспорте, выданном названным органом (л.д. 11-17).
Техническая документация на недвижимое имущество (л.д.11-17), а также выписка из похозяйственной книги №1 по лицевому счету №32 (л.д.20) свидетельствует о том, жилой дом, который истец просит включить в состав наследственного имущества, состоит из одноэтажного строения, общей площадью 52.6 кв.м., в том числе жилой площадью 26.7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Год возведения жилого дома – 1980.
Согласно выписки из похозяйственной книги №1 по лицевому счету №26, жилой дом значился принадлежащим на праве собственности гражданину ФИО1 Суд приходит к выводу о том, что жилым домом, который истец просит включить в состав наследственного имущества, наследодатель ФИО1 владел на законных основаниях. У ФИО1 отсутствовали правоустанавливающие документы на дом. Однако, жилой дом был учтен в похозяйственной книге государственного органа как принадлежащий наследодателю.
На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Исходя из положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. На основании ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Закон N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии с п.п. 1,4,6 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с 01.01.2017 (начало действия закона) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; свидетельства о праве на наследство; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав до 1 января 2017 г., осуществлялись по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.6 ст. 33 Федеральный Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступивший в законную силу с 31.01.1998, указанный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Ст. 17 названного закона предусматривает следующие виды оснований для государственной регистрации прав: возникающие на основании актов органов государственной власти; возникающие на основании сделок и возникающие из совершенных нотариальных действий. Исходя из чего, следует, что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не включает в число правоустанавливающих документов на недвижимое имущество справку (выписку) из похозяйственной книги.
Судом установлено, что у наследника (истца по делу) отсутствуют правоустанавливающие документы, позволяющие оформить права на недвижимое имущество, оставшееся после смерти наследодателя.
Учитывая все вышеизложенное, принимая во внимание, что жилой дом по адресу: <адрес> был возведен наследодателем до издания и введения в действие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; наследодатель владел им на законных основаниях; названное недвижимое имущество в силу ст. 213 ГК РФ может являться объектом права собственности гражданина и не является самовольно возведенным; ФИО1 не осуществил своего права на регистрацию объекта недвижимости в надлежащем государственном органе и в настоящее время зарегистрировать объект недвижимости за ФИО1 не представляется возможным в связи с его смертью, суд считает правильным включить в состав наследственного имущества названный объект недвижимости.
Как следует из положений ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Как установлено судом и изложено в решении выше, истец по делу является наследником по закону.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как указано в решении выше, судом установлено, что истец Солдатова Т.А. приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО2, которая в свою очередь фактически приняла наследство после смерти ФИО1, но не успела оформить своих наследственных прав.
Шестимесячный срок для принятия наследства со дня смерти наследодателя ФИО1, и со дня смерти наследодателя ФИО2, истек.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Истец по делу Солдатова Т.А. в соответствии со ст.1142 ГК РФ (первая очередь наследников) является единственным наследником ФИО2. по закону, которая в свою очередь фактически приняла наследство после смерти ФИО1, но юридически не оформила своих прав. Доказательств наличия других наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, кроме ФИО2, в суд не представлено.
Тем самым, Солдатова Т.А., вправе заявить требование о признании за ней права собственности на имущество наследодателя ФИО1, в том числе на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
С учетом совокупности изложенных в решении доказательств, данное требование истца суд признает обоснованными.
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что от ответчика не поступило каких-либо возражений по поводу заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Солдатовой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 29.05.2008, жилой дом, общей площадью 52.6(пятьдесят два целых шесть десятых) кв.м., в том числе жилой площадью 26.7 (двадцать шесть целых семь десятых) кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Солдатовой Татьяной Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт №, выдан межрайонным ОУФМС России по Пензенской области в гор. Кузнецке 02.05.2012, код подразделения 582-006), зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на жилой дом, общей площадью 52.6(пятьдесят два целых шесть десятых) кв.м., в том числе жилой площадью 26.7 (двадцать шесть целых семь десятых) кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей 06.04.2011, которая в свою очередь фактически приняла наследство после смерти ФИО1, умершего 29.05.2008, но не успела оформить своих наследственных прав.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный Пензенской области суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.В. Улбутова