Дело №2-112(1)/2023
64RS0023-01-2023-000069-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 года город Новоузенск Саратовской области
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Макарова Е.А., при секретаре Астраханцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФИО2, ФИО5 к администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области, третье лицо: нотариус нотариального округа города Новоузенск и Новоузенский район Саратовской области ФИО1 о включении имущества в состав наследства,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Новоузенский районный суд Саратовской области обратилась ФИО2, ФИО5 к администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области с иском о включении имущества в состав наследства, состоящего из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который являлся фактическим собственником 1/3 доли квартиры, был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. В указанной квартире заявители постоянно проживали с наследодателем, зарегистрированы по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира им была предоставлена для проживания на основании ордера на жилое помещение № выданного ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ ими был заключен с администрацией Новоузенского района договор приватизации квартир. По договору приватизации квартира передавалась в общую долевую собственность по 1/3 (одной третьей) доле каждому.
После смерти ФИО3 истцы обратились к нотариусу и вступили в права наследования на все имущество умершего ФИО3, однако ДД.ММ.ГГГГ ими получен отказ в совершении нотариального действия в отношении указанной доли квартиры, поскольку ФИО3 своё право собственности в органах регистрации не зарегистрировал. Следовательно, нотариус не имеет возможности установить, что вышеуказанное имущество принадлежало ФИО3 и включить его в наследственную массу.
На основании изложенного, истцы просят суд включить в состав наследства 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 квадратных метров.
Представитель истцов ФИО7, а также истцы ФИО2 и ФИО5 в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения аналогичные содержанию искового заявления.
Сторона ответчика, извещенная о месте времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили, возражений относительно заявленных требований суду не представили.
Нотариус нотариального округа города Новоузенск и Новоузенский район Саратовской области ФИО1, извещенная о месте времени судебного заседания, в суд не явилась, возражений относительно заявленных требований суду не представила, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав объяснения истцов и представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО2 и ФИО5 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что умерший – ФИО3 (л.д. 14), являлся фактическим собственником 1/3 доли квартиры, был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, приобретенной его семьей по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Согласно ст. 291 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В нарушении названных требований закона, наследодатель свое право собственности надлежащим образом не оформил.
Вместе с тем, согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства.
Согласно п. 36 указанного Постановления, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а так же иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что умерший ФИО3, приходился супругом ФИО2 (л.д. 39) и отцом ФИО5 (л.д. 40). После смерти наследодателя, ФИО2 и ФИО5 как наследники по закону (л.д. 37) вступили в права наследования после умершего, обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу.
Кроме того, указанные выше обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти ФИО3 (л.д. 14), ордером на жилое помещение (л.д.15), договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18) выпиской из ЕГРН (л.д. 19), техническим паспортом (л.д.20-22), домовой книгой (л.д.23-25), справками об отсутствии задолженностей по коммунальным услугам (л.д.26-28) и материалами наследственного дела (л.д. 34-50).
При этом согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства, хранящиеся в филиале № ПАО «Сбербанк России, перешли в порядке наследования по 1/2 доли ФИО2 и ФИО5 (л.д. 47-48).
Проанализировав вышеназванные обстоятельства, суд считает, что ФИО3 при жизни на законных основаниях владел спорным имуществом, соответственно, 1/3 доля квартиры входитвсоставнаследства, открывшегося после его смерти.
Установив значимые для дела обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания длявключениявсоставнаследственноймассы имущества, открывшегося после смерти ФИО3, в виде 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,3 квадратных метров, с кадастровым номером №.
Оценивая изложенное, суд считает исковые требования ФИО2 и ФИО5 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 43,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░