судья Титова И.А.
дело № 7-674/2020 / 12-257/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 апреля 2020 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Оскар» Ч. на постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 08.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оскар»,
у с т а н о в и л:
31.03.2020 главным специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении ООО «Оскар» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ООО «Оскар» допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемиологических мероприятий, установленных п. 1.3 Указа Губернатора Пермского края №18 от 19.03.2020 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) в Пермском крае» в редакции указа губернатора Пермского края №22 от 27.03.2020, предусматривающего приостановление на территории Пермского края с 00 часов 28.03.2020 работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, закусочных и иных предприятий, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов; работы объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки; работу бань, саун, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев и иных аналогичных объектов; оказание населению услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, выразившихся в том, что по состоянию на 28.03.2020 в 13 часов 50 минут деятельность ООО «Оскар» осуществлялась по адресу: ****, работала закусочная: входные двери были открыты, в помещении находились клиенты и персонал, вывеска о закрытии закусочной отсутствовала.
Постановлением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 08.04.2020 ООО «Оскар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности помещения закусочной по адресу: ****, на срок 40 суток.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Чупина М.И. просит об отмене постановления судьи городского суда с прекращением производства по делу, полагая об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. В обоснование указав, что Указ Губернатора Пермского края №18 от 19.03.2020 к санитарным правилам и гигиеническим нормативам, в том числе к нормативным правовым актам Российской Федерации не относится. Обращает внимание на то, что на момент составления протокола осмотра 28.03.2020 Указ Губернатора Пермского края от 27.03.2020 №22 в законную силу не вступил, поскольку был официально опубликован только 29.03.2020. Кроме того, полагает, что размер назначенного по делу наказания является суровым.
При рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель юридического лица К., защитник Ч., извещенные о времени и месте судебного заседания, участие не принимали, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших освоением для привлечения ООО «Оскар» к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит понятие «охрана здоровья граждан (охрана здоровья)», под которой понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридическое лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1.3 Указа Губернатора Пермского края от 19.03.2020 № 18 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в редакции Указа Губернатора Пермского края от 27.03.2020 № 22 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 19.03.2020 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», было предусмотрено приостановление на территории Пермского края работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов; работы объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (иных) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки; работу бань, саун, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина с 00:00 часов 28 марта 2020 г.
Аналогичные по своей сути нормы содержатся в действующем в настоящее время Указе Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», которым отменен Указ Губернатора Пермского края от 19.03.2020 № 18 (со всеми внесенными в него изменениями).
Как следует из материалов дела, ООО «Оскар» осуществляет деятельность по предоставлению услуг общественного питания в закусочной по адресу: ****.
В ходе осмотра используемого юридическим лицом помещения установлено, что по состоянию на 28.03.2020 в 13 часов 50 минут работа закусочной ООО «Оскар» осуществлялась, входные двери были открыты, в помещении находились клиенты и персонал, вывеска о закрытии закусочной отсутствовала, что отражено в протоколе осмотра от 28.03.2020, зафиксировано в видеоматериале.
Указанные обстоятельства в связи с невыполнением требований п.1.3 Указа Губернатора от 19.03.2020 № 19 в редакции Указа Губернатора от 27.03.2020 № 22 послужили основанием для составления 28.03.2020 в отношении ООО «Оскар» протокола об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья городского суда пришел к правильному выводу о совершении ООО «Оскар» административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой. Выводы судьи городского суда должным образом мотивированы в постановлении, основаны на положениях ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Оскар» допущено невыполнение санитарно - противоэпидемических мероприятий по временному приостановлению с 28.03.2020 работы закусочной по адресу: ****, являющегося объектом, указанным в п.1.3 Указа Губернатора Пермского края от 19.03.2020, в редакции Указа Губернатора Пермского края от 27.03.2020 №22, что является нарушением требований ч.1 ст.29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Обстоятельства совершения ООО «Оскар» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом осмотра от 28.03.2020, протоколом о временном запрете деятельности от 31.03.2020, видеоматериалом и иными представленными доказательствами.
Относительно доводов о дате опубликования Указа Губернатора от 27.03.2020 №22 «О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» 29.03.2020 и неприменении его к рассматриваемым правоотношениям, то данные доводы заявлены без учета положений п.4 Указа Губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» в редакции от 24.01.2018. Согласно данной норме официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина помимо перечисленных в пункте 4 названного указа считается первое размещение (опубликование) их полных текстов на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Указ Губернатора №22 от 27.03.2020 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru непосредственно 27.03.2020.
Доводы заявителя жалобы о том, что Указ Губернатора Пермского края №18 от 19.03.2020 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) в Пермском крае» к санитарным правилам и гигиеническим нормативам не относится, отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей городского суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления судьи городского суда не является.
Вместе с тем, с учетом введенного на территории Пермского края режима повышенной готовности, характера осуществляемой деятельности хозяйствующий субъект мог и должен был владеть информацией относительно возможных изменений регулирующего вопросы оказания услуг общественного питания законодательства.
Административное наказание ООО «Оскар» в виде административного приостановления деятельности назначено судьей городского суда с учетом положений ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и характера совершенного правонарушения. Нарушение, допущенное юридическим лицом, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с чем менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Оскар» допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 08.04.2020 оставить без изменения, жалобу защитника Ч. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись