Дело № 21-497/2022
Судья Филиппова К.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
3 ноября 2022 года город ЧебоксарыСудья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Михайлова Якова Леонидовича на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (далее – должностное лицо МЧС) № 169 от 15 июня 2022 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлова Якова Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установила:
постановлением должностного лица МЧС от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года, глава администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлов Я.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, Михайлов Я.Л. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив дело в полном объеме, выслушав защитников Михайлова Я.Л. – Иванову Н.М. и Трифонову Т.Г., поддержавших жалобу, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Михайлова Я.Л., извещенного надлежащим образом, выслушав должностное лицо МЧС Косачева К.Ю., прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (нормы, цитируемые в решении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Михайлова Я.Л. к административной ответственности).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 19.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 19.12.1994 № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
Статьей 19 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности определены статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим (статья 30 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.03.2022 № 124 установлено начало пожароопасного сезона в 2022 году на территории Чувашской Республики с 11 апреля 2022 года, населенные пункты пос. Северный, пгт. Сосновка, город Чебоксары утвержденным Приложением 1 включены перечень населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2022 год, утвержден перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, расположенных на территории Чувашской Республики, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2022 год (приложение № 2).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2022 № 127 с 15 апреля 2022 года на территории Чувашской Республики установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2022 г. до особого распоряжения о его отмене.
14 апреля 2022 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору) в рамках федерального государственного пожарного надзора вынесено распоряжение № 109 о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления – администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, цель проводимой проверки – исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в ходе оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, утвержденный протоколом от 27.01.2022 Пр-195. Задачи проверки - проверка противопожарного обустройства населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных ) пожаров.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении администрации города Чебоксары в соответствии с означенным распоряжением в период с 18 апреля 2022 года по 29 апреля 2022 года выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в условиях установления на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима, установленного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2022 № 127, существо нарушений и их перечень подробно изложены в акте проверки органом федерального государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № 109 от 29 апреля 2022 года.
Основанием для вынесения должностным лицом МЧС постановления № 169 от 15 июня 2022 года о привлечении главы администрации Калиинского района г. Чебоксары Михайлова Я.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, послужили нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки и зафиксированные органом федерального государственного пожарного надзора органа местного самоуправления в акте проверки № 109 от 29 апреля 2022 года, имевшие место на территории Калининского района г. Чебоксары, а именно:
1) не разработаны и не реализуются меры пожарной безопасности, направленные на исключение возможных переходов лесных и ландшафтных пожаров на населенный пункт (статья 21 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ, часть 1 статьи 69 Технического регламента о т пожарной безопасности);
2) не организовано проведение своевременной очистки территории городского округа, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и других горючих материалов (<адрес>) (пункт 67 Правил противопожарного режима);
3) допущено устройство свалок отходов на землях городского округа (<адрес>) (пункт 69 Правил противопожарного режима);
4) территория городского округа, прилегающая к лесу, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта (<адрес>) (пункт 70 Правил противопожарного режима);
5) территория городского округа, прилегающая к земельным участкам, заросшим сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта с данными участками, в том числе <адрес> (пункт 63 Правил противопожарного режима);
6) отсутствует противопожарный водопровод, обеспечивающий необходимый расход воды на тушение пожаров, с расстановкой пожарных гидрантов с учетом радиуса их обслуживания (<адрес>) (часть 4 статьи 6, статьи 65, частей 1, 3 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункт 75 Правил противопожарного режима, пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункты 8.5, 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», пункты 4.1. 5.1, 8.5, 8.9 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
7) не обеспечено наличие системы оповещения населения о возможной чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Чебоксарского городского округа (<адрес>) (статьи 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, статья 19 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ, приказ МЧС России от 31.07.2020 №578, Мининформсвязи России № 365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»);
8) в черте городского округа отсутствуют указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями пожарной безопасности: <адрес>, (пункт 48 Правил противопожарного режима).
При рассмотрении жалобы Михайлова Я.Л. судья районного суда, установив, что допущенные нарушения отнесены к первичным мерам пожарной безопасности, а в соответствии с пунктом 8.2.23 распоряжения администрации города Чебоксары 30.01.2014 №30-р «О распределении обязанностей между главой администрации Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления» глава администрации района обеспечивает выполнение возложенных на администрацию района задач и функций по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района, согласился с законностью и обоснованностью постановления должностного лица МЧС № 169 от 15 июня 2022 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Факт совершения Михайловым Я.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и виновность должностного лица подтверждены совокупностью представленных доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 169 от 9 июня 2022 года, актом проверки органом федерального государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № 109 от 29 апреля 2022 года, протоколами осмотра от 26 апреля 2022 года, распоряжением о проведении внеплановой выездной от 14 апреля 2022 года № 169, должностной инструкцией главы администрации города Чебоксары от 11 января 2022 года, и иными.
Действиям должностного лица дана правильная правовая оценка по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ; наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа.
Доводы жалобы заявителя о том, что в отношении самостоятельного юридического лица - администрации Калининского района г. Чебоксары решение о проведении проверки не выносилось, решение о проведении проверки не было согласовано с прокурором, о том, что он не является субъектом вмененного административного правонарушения, судом не принимаются в силу следующего.
Пунктом 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима является самостоятельным основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
В данном конкретном случае внеплановая выездная проверка проведена уполномоченными должностными лицами в рамках федерального государственного пожарного надзора на основании распоряжение № 109 о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления – администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по поручению Президента Российской Федерации.
Решение о проведении проверки доведено до администрации города Чебоксары 14 апреля 2022 года.
Проверка зарегистрирована в ФГИС «Единый реестр проверок» 14 апреля 2022 года, номер КНМ 212201894568.
Поскольку внеплановая выездная проверка проводилась органом федерального государственного пожарного надзора в отношении органа местного самоуправления – администрации города Чебоксары по поручению Президента Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», препятствий для ее проведения не имелось, согласование с органами прокуратуры не требовалось.
Порядок проведения внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления соблюден, следовательно, ее результаты, в том числе акт проверки органом федерального государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № 109 от 29 апреля 2022 года, являются допустимыми доказательствами, которые могут быть использованы при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица органа местного самоуправления и его структурных подразделений вне зависимости от наделения последних правами юридического лица.
В соответствии со статьями 23, 41, 44, 45 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является единственным исполнительно-распорядительный органом города Чебоксары, при этом администрация Калининского района города Чебоксары относится к территориальным органам администрации города Чебоксары, входит в общую структуру администрации города и является юридическим лицом. Территориальные органы администрации города создаются для управления соответствующими территориями, осуществления функций управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения, осуществления других полномочий, в соответствии с Положением о территориальных органах администрации города, утверждаемым Чебоксарским городским Собранием депутатов, руководители территориальных органов являются должностными лицами органов местного самоуправления города Чебоксары.
Согласно пунктам 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.34 Положения об администрациях Ленинского, Калининского, Московского районов города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 № 188, основной задачей означенных территориальных органов администрации города Чебоксары является реализация в пределах своей компетенции функций по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Чувашской Республики на подведомственной территории, территориальные органы обеспечивают выполнение возложенных на них функций по направлениям деятельности на подведомственной территории, в том числе принимают участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8.2.23 распоряжения администрации города Чебоксары 30.01.2014 №30-р «О распределении обязанностей между главой администрации Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств по настоящему делу) глава администрации района обеспечивает выполнение возложенных на администрацию района задач и функций, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района.
Анализ вышеуказанных нормативных актов местного самоуправления в их взаимосвязи с положениями статьи позволяет прийти к выводу, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории в границах района относится к функциям и задачам администрации Калининского района г. Чебоксары как структурного подразделения органа местного самоуправления - администрации города Чебоксары в виде его территориального органа, и реализуется путем надлежащего участия в этих мероприятиях.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что администрацией Калининского района г. Чебоксары приняты исчерпывающие меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории в границах района.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном конкретном случае Михайлов Я.Л., являясь должностным лицом территориального органа местного самоуправления, выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах района не обеспечил, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей, предусмотренных вышеуказанными актами.
Вопреки доводам жалобы, возложение на МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Чебоксары» и МКУ «Управление ЖКХ, энергетики транспорта связи города Чебоксары» функций по обеспечению мер пожарной безопасности в границах городского округа и в границах города соответственно, не исключают полномочий администрации Калининского района г. Чебоксары на обеспечение мер первичной безопасности на подведомственной территории в границах района, и не свидетельствуют о необоснованном привлечении Михайлова Я.Л. к административной ответственности по настоящему делу.
Указание в обжалуемых актах пункта 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующей вопросы местного значения внутригородского района – внутригородского муниципального образования на части территории городского округа, тогда как муниципальное образование город Чебоксары является городским округом, не имеет существенного значения, поскольку при изложенных выше обстоятельствах это вину Михайлова Я.Л. во вмененном административном правонарушении не исключает.
Вопреки доводам жалобы, нарушение, указанное в пункте 6 постановления должностного лица, имеет место быть, не опровергнуто представленными материалами, при этом признание части 4 статьи 6 и статьи 65 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности утратившими силу с 25 июля 2022 года не исключает нарушение требования пожарной безопасности об обеспеченности подведомственной территории населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Михайлова Я.Л. к административной ответственности не нарушены.
Основания для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) обжалуемых актов не установлены.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике № 169 от 15 июня 2022 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 августа 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации Калининского района г. Чебоксары Михайлова Якова Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Михайлова Я.Л.– без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев