Дело № 2-35/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 апреля 2017 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Трушевой Е.А., с участием:
представителя истца Лунеговой Е.Ф.,
ответчика Моисеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Моисеевой Татьяне Михайловне о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с требованием о взыскании с Моисеевой Т.М. неустойки в размере 56 690 рублей, указав в его обоснование, что 21 августа 2014 года между ним и ответчицей были заключены договоры № купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, согласно которым Моисеевой Т.М. переданы лесные насаждения в объёме 149 куб.м. для строительства жилого дома и надворных построек.
Ответчица должна была использовать приобретённую древесину на цели, предусмотренные условиями договора. В соответствии с п. 22 договора за нарушение условий договора, а также использование древесины не по целевому назначению взыскивается неустойка в размере 10-кратной стоимости платы, установленной условиями договоров.
При проведении проверки целевого использования древесины Моисеевой Т.М. было установлено, что древесина использована на цели, не соответствующие целям её использования.
В судебном заседании представитель истца – Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Лунегова Е.Ф., поддержала исковые требования по приведённым основаниям.
Ответчица Моисеева Т.М., заявив о непризнании иска, пояснила, что строительство дома на земельном участке родителей мужа в <адрес> нецелесообразно. В 2016 году ею был приобретён земельный участок на <адрес>, оформляются документы на строительство. Лес вырублен в установленные сроки и находится на пилораме индивидуального предпринимателя, с которым заключён договор на его переработку.
Заслушанный в качестве свидетеля ФИО1, супруг Моисеевой Т.М., подтвердил представленные ответчицей сведения.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, оценив доводы иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
21 августа 2014 года Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, с одной стороны, и Гусевой Т.М., с другой стороны, заключены договоры № купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, согласно которым ответчице переданы лесные насаждения в объёме 149 куб.м. для строительства жилого дома и надворных построек.
Согласно п.п. «й» и «к» п. 19 указанных договоров покупатель обязан использовать приобретённую древесину на цели, предусмотренные условиями договоров, обязан предоставить отчёт об использовании древесины.
В соответствии с п. 22 договоров за нарушение их условий и правил использования лесов, а также использование заготовленной древесины не по целевому назначению, покупатель оплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной стоимости платы, установленной по договору для категорий граждан, не относящихся к категории молодых и многодетных семей.
Как следует из актов от 22 августа 2015 года, представителями ГКУ «Юрлинское лесничество» в присутствии лесопользователя Моисеевой Т.М. приняты места заготовки древесины, общий объём заготовленной древесины составил 149 куб.м.
26 мая 2016 года ответчице направлено извещение о проведении 17 июня 2016 года проверки целевого использования заготовленной древесины.
При производстве проверки 17 июня 2016 года установлено, что по адресу: <адрес> новый жилой дом, надворные постройки не построены, пиломатериал и брёвна отсутствуют.
20 июля 2016 года Моисеевой Т.М. направлена претензия о необходимости оплаты неустойки, которая получена адресатом.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 1 и части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли - продажи лесных насаждений.
С учётом статей 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объём подлежащей заготовке древесины.
Граждане заключают договоры купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и их ремонта и иных собственных нужд.
В соответствии со статьей 9.1 вышеуказанного Закона использование гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие цели её использования, определённой договором, не допускается.
В случае использования гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не по целевому назначению указанный гражданин несёт ответственность в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что ответчицей Моисеевой Т.М. допущено нецелевое использование древесины, приобретённой по договорам купли-продажи для собственных нужд. В связи с данным обстоятельством исковые требования к ней предъявлены обоснованно.
Однако, учитывая, что нарушение условий договора имело место при наличии уважительных причин - тяжёлого материального положения семьи Моисеевой Т.М., подтверждённого данными о наличии на иждивении двух несовершеннолетних детей, а также сведениями о принадлежности семьи к числу малоимущих со среднедушевым доходом 7 149, 08 рублей (за счёт доходов от предпринимательской деятельности супруга ответчицы ФИО1), суд полагает необходимым снизить размер подлежащей взысканию неустойки.
Согласно ст. 333 ГК Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Определяя размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчицы, суд учитывает явное несоответствие размера неустойки, предъявленной истцом к взысканию, последствиям нарушения обязательства. По мнению суда в рассматриваемом случае размер неустойки является чрезмерным, значительно превышает сумму возможных убытков, вызванных нарушением обязательства. Кроме того, суд принимает во внимание отсутствие умысла ответчицы на нарушение обязательства, имущественное положение её семьи и считает целесообразным снижение размера неустойки до 20 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Истец был освобождён от уплаты госпошлины при подаче иска, в связи с чем госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с Моисеевой Татьяны Михайловны в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края неустойку в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В остальной части исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края оставить без удовлетворения.
Взыскать с Моисеевой Татьяны Михайловны в доход бюджета Юрлинского муниципального района госпошлину в сумме 800 (восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова