Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-207/2024 (2-1006/2023;) ~ М-915/2023 от 29.12.2023

Дело № 2-207/2024 (2-1006/2023)

УИД 65RS0011-01-2023-001205-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 марта 2024 года                                           город Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи                                            Лукьяновой Л.В.,

при секретаре судебного заседания                                                    Коробовой В.В.,

с участием

Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора                  Ожог В.В.,

представителя ответчика - МУП «Поронайская коммунальная компания-1» Дудиной О.В.,

представителя третьего лица- Администрации Поронайского городского округа Булгаковой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Поронайская коммунальная компания-1» о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта при наличии согласования,

УСТАНОВИЛ:

    Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к МУП «Поронайская коммунальная компания-1» (далее МУП «ПКК-1») о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта при наличии согласования.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка в отношении ответчика на предмет соблюдения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в ходе которой установлено, что МУП «ПКК-1» на основании договора водопользования от дата *-дата .* с целью забора воды, осуществляет хозяйственную деятельность по пользованию водным объектом – участок * в отсутствие обязательного для такой деятельности согласования с Сахалино-Курильским управлением Федерального агентства по рыболовству (далее СКТУ ФАР).

По условиям указанного договора предоставленные в пользование водные объекты имеют рыбохозяйственное значение. Осуществление хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, в отсутствие соответствующего согласования со стороны СКТУ ФАР, может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В связи с этим дата в адрес ответчика внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, по информации СКТУ ФАР заявки на согласование деятельности по забору воды из водных объектов по состоянию на дата от ответчика не поступали.

Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, противоречат целям обеспечения верховенства Конституции РФ, гарантирующей право каждого на благоприятную окружающую среду и федеральных законов; осуществление ответчиком хозяйственной деятельности по забору воды водного объекта без согласования с территориальным органом Росрыболовства не позволяет государственному органу осуществлять контроль и надзор в части рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности.

По изложенным основаниям, прокурор просит возложить на МУП «ПКК-1» обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта – участок * и протекающего на территории *, при наличии согласования с СКТУ ФАР.

    Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске; не возражал против увеличения срока исполнения возложенной на ответчика обязанности при наличии оснований.

Представитель ответчика МУП «ПКК-1» Дудина О.В., действующая на основании доверенности *-Д от дата , в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменные возражения, в которых указала на невозможность исполнения заявленных требований в месячный срок по причине необходимости реализации, установленных законом мероприятий.

Представитель третьего лица Администрации Поронайского городского округа *5, действующая на основании доверенности * от дата , в судебном заседании поддержала позицию представителя МУП «ПКК-1».

Представитель третьего лица Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом; представил отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения искового заявления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ среди основных требований к охране водных объектов установлено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Указанная деятельность юридических лиц и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями п. 1, 3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» так же предписано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Указанная в Законе N 74-ФЗ и Законе N 166-ФЗ деятельность осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которым определены меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

Согласно подп. "б,в,г" п. 2 вышеуказанного Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", одним из обязательных условий осуществления водного объекта, согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, является согласование осуществления хозяйственной деятельности по размещению рыбозащитных устройств и забору воды из водного объекта с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила, устанавливающие порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Учитывая изложенное, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания прямо или косвенно, должно осуществляться только при наличии оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и их согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений природоохранного законодательства предполагается, что любая деятельность хозяйствующего субъекта, поименованная в пункте 3 Правил, может оказывать прямое или косвенное влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В силу положений части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Судом установлено, что на основании решения заместителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора * от дата проведена проверка исполнения законодательства в сфере рыболовства и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов в отношении МУП «ПКК-1».

По результатам проверки выявлено, что МУП «ПКК-1» на основании договора водопользования с целью забора воды осуществляет хозяйственную деятельность - пользование объектом (*), с целью сброса сточных вод использует водные объекты (*) в отсутствие обязательного для такого вида деятельности согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Выявленное нарушение послужило основанием для внесения дата в адрес МУП «ПКК-1» представления о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, а также недопущению их в будущем.

Из материалов дела следует, что дата между МУП «ПКК-1» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды * заключен договор водопользования * по условиям которого уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставил в пользование МУП «ПКК-1» водный объект - участок реки * *, муниципальное образование Поронайский городской округ *, географические координаты места *, с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; размер платы условиями договора определен, плата вносится водопользователем.

Пунктом * договора предусмотрена обязанность водопользователя планируемую деятельность осуществлять по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из ответа МУП «ПКК-1» на представление от дата следует, что основными целями и предметом деятельности предприятия являются обеспечение социальных гарантий населения и организаций Поронайского городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства. МУП «ПКК-1» как единственная ресурсоснабжающая организация в * реализует коммунальные ресурсы с целью обеспечения потребителей в границах городского округа коммунальными услугами. Для этих целей одним из видов деятельности, которое осуществляет предприятие, является предоставление коммунальных услуг по водоотведению.

Приведённые выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МУП «ПКК-1» при осуществлении хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, обязано соблюдать требования законодательства по согласованию данного вида деятельности с СКТУ ФАР.

Вместе с тем, из ответа СКТУ ФАР от дата следует, что заявок на согласование хозяйственной деятельности по забору воды из водных объектов от МУП «ПКК-1» не поступало.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что положения законодательства в области охраны окружающей среды ответчиком не соблюдались, вследствие чего требования природоохранного прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Относительно установления срока исполнения обязанности по согласованию деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов, то суд считает необходимым его установить сроком до дата , исходя из следующего.

Судом установлено, что МУП «ПКК-1» с целью выполнения мероприятий по согласованию хозяйственной деятельности с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству дата за исходящим * обратилось в филиал * о предоставлении коммерческого предложения для получения рыбохозяйственной характеристики и оценки воздействия деятельности на водные биоресурсы по участку * водозабор.

дата между МУП «ПКК-1» и ФГБНУ «ВНИРО» заключен договор *-НИР по выполнению научно-исследовательской работы по составлению рыбохозяйственной характеристики водного объекта *.

Из приложения * к договору * следует, что исполнитель в период с дата по дата обязался оформить договорную документацию и осуществить полевые работы; в течение 30 календарных дней после выполнения полевых работ предоставить отчет о выполнен НИР по составлению рыбохозяйственной характеристики водного объекта *.

Соответственно, только после получения характеристик водного объекта, ответчик вправе приступить к выполнению следующих мероприятий, включающих в себя: проведение оценки эффективности рыбозащитного устройства, подготовки программы работ, подготовки оценки воздействия на водные биоресурсы, подать заявку и документацию в СКТУ ФАР.

При таких данных, доводы ответчика относительно необходимости увеличения срока исполнения требований прокурора до окончания 2023 года суд признает заслуживающими внимания и подтвержденными представленными в материалы дела письменными доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Поронайская коммунальная компания-1» о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта при наличии согласования, удовлетворить.

возложить на МУП «ПКК-1» (ИНН 6501025864) обязанность в срок до дата обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта – * и протекающего на территории Поронайского района Сахалинской области, при наличии согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательном виде.

Судья                                               Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года

2-207/2024 (2-1006/2023;) ~ М-915/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Поронайская коммунальная компания-1"
Другие
Администрация Поронайского городского округа
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству
Суд
Поронайский городской суд Сахалинской области
Судья
Лукьянова Людмила Викторовна
Дело на странице суда
poronaiskiy--sah.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее