Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2024 (2-186/2023;) от 07.08.2023

Дело № 2-7/2024

УИД 76RS0002-01-2023-000096-51

Мотивированное решение

изготовлено 23.01.2024г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    16 января 2024 года                               с.Новый Некоуз

Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Саитовой Е.А.

при секретаре Моховой О.Н.

с участием и.о. прокурора Брейтовского района Ярославской области Помещикова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брейтовского района Ярославской области, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ Брейтовской средней общеобразовательной школе, Администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Брейтовского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском МОУ Брейтовская СОШ, Администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать здание, расположенное по адресу: Ярославская область, Брейтовский район, с. Брейтово, ул. Республиканская, д. 54, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003); привести в соответствие с подпунктом «а» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, эксплуатацию электрических проводов и кабелей в правовой рекреации 1 этажа, левой и правой рекреации 2 этажа, кабинете канцелярии; привести в соответствие с пунктом 60 Правил путем замены огнетушителей № 25,21 на посту охраны; привести в соответствие с пунктом 23 Правил двери лестничных клеток основного эвакуационного выхода 1-го, 2-го и 3-го этажа, установив на них приспособления для самозакрывания.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Брейтовского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения Брейтовская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Ярославская область, Брейтовский район, с. Брейтово, ул. Республиканская, д. 54. Проверкой установлено, что здание МОУ Брейтовская СОШ в настоящее время не имеет устройство молниезащиты, отвечающее требованиям «Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003). По фактам выявленных нарушений в адрес директора МОУ Брейтовская СОШ 21.04.2023 внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Кроме того, в ходе дополнительной проверки МОУ Брейтовская СОШ установлено, что в нарушение подпункта «а» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в правой рекреации 1 этажа, левой и правой рекреации 2 этажа, кабинете канцелярии допущена эксплуатация электрических проводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и следами термического воздействия. В нарушение пункта 60 вышеуказанных Правил на объекте защиты не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, указанных в паспорте огнетушителя (огнетушители № 25,21) на посту охраны. В нарушение пункта 23 Правил объемно-планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара и безопасную эвакуацию людей при пожаре – на дверях лестничных клеток основного эвакуационного выхода 1-го, 2-го и 3-го этажа отсутствуют приспособления для самозакрывания.

В судебном заседании и.о прокурора Брейтовского района Ярославской области Помещиков С.А. уточненный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

МОУ Брейтовская СОШ представителя в судебное заседание не направила, представив в суд возражения на первоначальное исковое заявление прокурора, в котором выражают несогласие с предъявленными исковыми требованиями в части возложения обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты. Указывают, что исключение условий возникновения пожаров достигается как исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания, так и исключением условий образования горючей среды. Все деревянные конструкции кровли МОУ Брейтовской СОШ обработаны огнезащитным составом, делающем их трудногорючими, надежность обработки периодически проверяется. Был составлен акт проверки готовности образовательного учреждения к 2023-2024 учебному году, в котором недостатков от всех контролирующих служб и органов выявлено не было. Также здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Здания школ по классификацию по защите от ударов молнии относятся к обычному классу, не являются зданиями подлежащими обязательному обустройству молниезащитой, следовательно, здание Брейтовской СОШ обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежит. В здании МОУ Брейтовской СОШ частично имеются элементы внешней молниезащитой системы: металлические конструкции крыши; водосточные желоба; заземления. Указывают, что согласно пунктам 1,15 таблицы 1 Инструкции РД 34.21.122-87 в заданиях школ расположенных в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год, предусмотрено обязательное устройство молниезащиты, однако истцом сведений о средней продолжительности гроз в Брейтовском районе не представлено. Кроме того, полагают, что решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается проектной организацией на стадии «Проект» разработки проектной документации специализированной проектной организацией путем проведения обследования. В данном случае никакого обследования здания не проводилось. Полагают, что отсутствие устройства молниезащиты в здании МОУ Брейтовской СОШ не ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и не влечет нарушение их конституционных прав. Просят в удовлетворении исковых требований по обустройству молниезащиты отказать. По существу остальных исковых требований прокурора отзыв ответчиком не предоставлен.

Администрация Брейтовского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайств о рассмотрения дела в отсутствии своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом. Из отзыва, имеющегося в материалах дела, следует, что администрация возражает против удовлетворения требований иска об оборудовании здания школы устройством молниезащиты, полагая об отсутствии у администрации соответствующих полномочий и обязанностей.

Третье лицо отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Некоузскому и Брейтовскому районам Ярославской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области, представителя в судебное заседание не направили, представили отзыв, в котором указывают, что нормы действующего законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности (Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности», Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Постановление Правительства Российской Федерации 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации») не содержат требований по устройству молниезащиты на зданиях. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003) утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003г. № 280. Органы государственного пожарного надзора не вправе руководствоваться данным нормативно-правовым актом при решении вопроса о возложении обязанности выполнения на здании образовательного учреждения устройства молниезащиты зданий. Решение по обустройство молниезащиты здания Брейтовской СОШ оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Ярославской и Костромской областям представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзыв в суд не представили. Из информации указанного органа от 04.12.2023 №215-2660, имеющейся в материалах дела, следует, что инструкция СО153-34.21.122-2003, утвержденная приказом Министерства энергетики России № 280 от 30.06.2003 по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций и выборе вида устройств молниезащиты зданий, не является нормативно правовым актом, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики. В части выбора вида устройств молниезащиты зданий сообщают, что действующие нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики не содержат требований к выбору вида устройств молниезащиты зданий.

Выслушав пояснения и.о. прокурора Брейтовского района, изучив представленные участниками процесса отзывы, материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Брейтовского района.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, подробно регламентированы Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ).

Целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, формирование правовых основ гарантий прав ребенка (ст. 4 Закона № 124-ФЗ).

В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3. ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-Ф3) к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в. соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-Ф3 образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона №273-Ф3, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон № 69-ФЗ).

В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу ст.37 Закона №69-ФЗ руководители организации обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст.16 Закона №69-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, материалами дополнительной проверки, что в здании МОУ Брейтовская СОШ в нарушение требований подпункта «а» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, в правой рекреации 1 этажа, левой и правой рекреации 2 этажа, кабинете канцелярии допущена эксплуатация электрических проводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и следами термического воздействия. В нарушение пункта 60 Правил на объекте защиты не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, указанных в паспорте огнетушителя (огнетушители № 25, 21 на посту охраны). В нарушение пункта 23 Правил объёмно-планировочные решения средства не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара и безопасную эвакуацию людей 1-го, 2-го и 3-го этажа отсутствуют приспособления для самозакрывания.

Указанные нарушения Правил нашли свое подтверждение в судебном заседании и требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Соответствующую обязанность суд возлагает на каждого из ответчиков, поскольку на МОУ Брейтовской СОШ в силу закона лежит обязанность обеспечивать исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, Брейтовский муниципальный район Ярославской области согласно Уставу образовательного учреждения является его учредителем и собственником его имущества, осуществляющим финансовое обеспечение выполнения школой муниципального задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за школой, в силу положений ст.210 ГК РФ несет бремя содержания ему имущества. Функции и полномочия собственника имущества выполняет Администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области.

Вместе с тем основания для возложения на ответчиков обязанности оборудовать в здании МОУ Брейтовская СОШ устройство молниезащиты, отвечающее требованиям «Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003), в ходе рассмотрения дела не установлены и материалами дела не доказаны.

Из п. 1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

В силу п.п. 1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в- соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 48 Закона №123-Ф3 целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются названным Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона №123-Ф3 исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из перечисленных способами, в том числе способом устройства молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Приказом Минстроя России от 19.05.2022 №389/пр утвержден «СП118.13330.2022 Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009», распространяющий свое действие на проектирование общественных зданий и сооружений при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, в том числе при изменении их функционального назначения. Пунктом 8.22 указанного нормативного документа предусмотрено, что требования к устройствам молниезащиты приведены в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280. При этом СП118.13330.2022 каких-либо нормативных положений, устанавливающих обязательность оборудования зданий устройством молниезащиты, в том числе в целях соблюдения противопожарной безопасности здания, не содержит. Кроме того, указанный документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687), из чего следует, что его применение не является обязательным.

Из содержания Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280, на которую ссылается истец в обоснование исковых требований, следует, что данная Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Тип и размещение устройств молниезащиты выбираются на стадии проектирования нового объекта (п.1). При решении вопроса об обустройстве молниезащиты объекта требуется определить необходимые уровни надежности защиты от прямых ударов молнии (п.2.2), параметры токов молнии, необходимые для расчета механических и термических воздействий, а также для нормирования средств защиты от электромагнитных воздействий (п.2.3). Молниеприемники могут быть специально установленными, в том числе на объекте, либо их функции выполняют конструктивные элементы защищаемого объекта (естественные молниеприемники) (п.3.2.1.1), к которым при определенных условиях могут относиться металлические кровли защищаемых объектов, металлические конструкции крыши, металлические элементы типа водосточных труб, украшений, ограждений по краю крыши, и другие элементы (п.3.2.1.2). Конструктивные элементы зданий могут также выступать в роли естественных токоотводов, заземляющих электродов (п.3.2.2.5, 3.2.3.3). В существующих зданиях необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое и информационное оборудование. Необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий. Решение о необходимости построения или реконструкции системы молниезащиты принимается на основании анализа риска и данных, приведенных в табл. 4.3 - 4.6 Инструкции (п.4.7).

Из анализа приведенных положений Инструкции следует, что необходимость обустройства молниезащиты объекта определяется с учетом параметров и конструктивных элементов защищаемого объекта, в ряде случаев выступающих в качестве естественных элементов устройства молниезащиты, исходя из необходимого уровня защиты от ударов молнии, с применением расчетных параметров тока молнии, учитываемых при проектировании соответствующего устройства. Инструкция СО153-34.21.122.2003 не является нормативно правовым актом, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики. Обязательных безусловных требований к обустройству зданий общеобразовательных учреждений устройствами молниезащиты Инструкция не содержит, как не содержат их и иные обязательные к исполнению нормативные акты, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

Нормы действующего законодательства в области соблюдения требований пожарной безопасности (Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности», Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановление Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации») не содержат требований по устройству молниезащиты на зданиях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что устройство молниезащиты в здании МОУ Брейтовская СОШ не является обязательным условием пожарной и энергетической безопасности здания. Истцом не доказан факт наличия у ответчиков обязанности оборудовать здание МОУ Брейтовской СОШ устройством молниезащиты. В силу действующего законодательства соответствующая обязанность на ответчиков не возложена, проект, содержащий выводы о необходимости наличия такого устройства и о его характеристиках, либо иные доказательства, подтверждающие позицию истца в указанной части, суду не представлены.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Брейтовского района в части оборудования здания МОУ Брейтовская СОШ устройством молниезащиты, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора Брейтовского района Ярославской области удовлетворить в части.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение Брейтовскую среднюю общеобразовательную школу (ОГРН 1027601492489), Администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601492841) обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании МОУ Брейтовской средней общеобразовательной школы по адресу: Ярославская область, Брейтовский район, с. Брейтово, ул. Республиканская, д. 54:

привести в соответствие с требованиями подпункта «а» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, эксплуатацию электрических проводов и кабелей в правой рекреации первого этажа, левой и правой рекреациях второго этажа, кабинете канцелярии;

привести в соответствие с требованиями пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, эксплуатацию огнетушителей путем замены огнетушителей № 25 и № 21 на посту охраны;

привести в соответствие с требованиями пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, двери лестничных клеток основного эвакуационного выхода первого второго и третьего этажей, установив на них приспособления для самозакрывания.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.А. Саитова

2-7/2024 (2-186/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Брейтовского района
Ответчики
Администрация Брейтовского МР
МОУ Брейтовская СОШ
Другие
Отдел образования адмнистрации Брейтовского МР
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Ярославской и Костромской областям
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Некоузскому и Брейтовскому районам ГУ МЧС России по Ярославской области
Суд
Некоузский районный суд Ярославской области
Судья
Саитова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
nekouzsky--jrs.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.08.2023Передача материалов судье
09.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее