2-3392/2022
УИД: 18RS0<номер>-15
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<дата> <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
судьи Салова А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице МВД России о взыскании убытков и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице МВД России о взыскании убытков и компенсации морального вреда.
В судебном заседании стороной ответчика заявлено ходатайство о передаче дела для рассмотрения по подсудности в Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения ходатайства истца, пояснила, что убытки причины истцу вследствие противоправных действий сотрудников ответчика ФИО5 и ФИО6
В судебном заседании третьи лица ФИО5 и ФИО6 не возражали, против удовлетворения ходатайства, суду пояснили, что на момент описанных в исковом заявлении событий и в настоящее время проходят службу в ОМВД России «Балезинский».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем ходатайство ответчика разрешено в их отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По общему правилу территориальной подсудности, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
ФИО1 заявлен иск к Российской Федерации в лице МВД России о возмещении убытков, причиненных действиями должностных лиц ОМВД России «Балезинский», за счет казны Российской Федерации и компенсации морального вреда.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинен гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред (статья 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от <дата> <номер> (далее - Положение о МВД России), МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (пункт 14).
В силу пункта 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от <дата> <номер>, территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие данного типового положения, являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по <адрес>, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по <адрес>, управление внутренних дел по <адрес> управления МВД России по <адрес>), управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах.
В пункте 19 этого же типового положения указано, что территориальный орган МВД России на районном уровне является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Следовательно, ОМВД России "Балезинский" является территориальным органом МВД России на районном уровне и действует в качестве юридического лица.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) органов МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств. При этом иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа с правами юридического лица, действиями должностных лиц которого причинен вред.
Изложенное согласуется с правовой позицией изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от <дата> <номер>-КГ21-4-К6, 9-83/2020.
ОМВД России «Балезинский» является действующим юридическим лицом, с адресом: Удмуртская Республика, <адрес>, что не относится к территории <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что дело принято судом к производству с нарушением правил подсудности.
В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 33 ГК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если: при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Учитывая изложенное ходатайство ответчика подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.28, 33, 224-225 ГПК РФ суд,
определил:
ходатайство МВД России о передаче дела для рассмотрения по подсудности удовлетворить.
Гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице МВД России о взыскании убытков и компенсации морального вреда передать для рассмотрения по подсудности в Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного суда Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней через районный суд.
Судья А.А. Салов