73RS0003-01-2024-002191-12
Дело № 2а-1492/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 15 июля 2024 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Низаметдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия и обязании произвести работы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия и обязании произвести работы.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований закона, в ходе которой выявлены нарушения законодательства администрацией г. Ульяновска, выразившиеся в необходимости перекладки водопровода в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Представление, вынесенное в адрес административного ответчика, было проигнорировано, вышеуказанные мероприятия в 2023 году не выполнены, при этом известно, что они заложены в план мероприятий лишь на 2024-2026 годы.
Администрацией г. Ульяновска не выполняются требования по поддержанию надлежащего состояния муниципальных сетей водоснабжения и проведению их текущего и капитального ремонта, что нарушает права граждан.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска в части невыполнения работ по перекладке водопровода в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ГМЗ к проспекту Гая методом прокола диаметром <данные изъяты> мм. протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладе водопровода между котельными п. им. Карамзина диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., замене сборного водопровода от скважины в <адрес> до трубопровода на водонапорную башню диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм. протяженностью <данные изъяты> п.м., замене водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м. и обязать произвести данные работы в течение ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощники прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации г. Ульяновска ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что не представлялось возможным выполнить необходимые работы из-за отсутствия достаточного финансирования. Указала, что вышеуказанные мероприятия будут проведены в будущем.
Представитель заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводоканал» ФИО4 пояснила, что часть работ была проведена от <адрес>, однако работы, заявленные прокуратурой до настоящего времени не проведены и их проведение необходимо. Учитывая, что финансирование данных мероприятий является прерогативой администрации г. Ульяновска, данные работы будут проведены при достаточном финансировании предприятия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проверки выявлена необходимость проведения следующих работ на сетях водоснабжения в Железнодорожном районе г. Ульяновска, которые были запланированы на 2022 год и в силу недостаточности денежных средств не выполнены УМУП «Ульяновскводоканал»:
-перекладка водопровода от ГМЗ к <адрес> методом прокола диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.,
-переклада водопровода между котельными <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.,
-замена сборного водопровода от скважины в <адрес> до трубопровода на водонапорную башню диаметром <данные изъяты> мм протяженностью 400 п.м.,
-перекладка водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.,
-перекладка водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.,
-замена водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.
Материалами дела подтверждено, что по данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление врио Главы г. Ульяновска.
Из ответа на данное представление администрацией г. Ульяновска указано, что УМУП «Ульяновскводоканал» скорректирован план работ на 2023 год с учетом выполненных в 2022 году мероприятий.
Между тем, по информации УМУП «Ульяновскводоканал» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные мероприятия в 2023 году не выполнены, и заложены лишь в план мероприятий на 2024-2026 годы.
Учитывая, что администрацией г. Ульяновска игнорируется описанная ситуация по поддержанию надлежащего состояния муниципальных сетей водоснабжения и проведению их текущего и капитального ремонта, что существенно ущемляет права граждан, проживающих на территории Железнодорожного района г. Ульяновска, на обеспечение коммунальной услугой холодного водоснабжения надлежащего качества, прокурор обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с настоящим административным иском.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся в том числе полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из пп. «в» п. 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Приказом Госстроя России №168 от 30.12.1999 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, пунктом 2.10.1 которых определено, что водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В материалы дела представлен список аварийных ситуаций на коммунальных сетях УМУП «Ульяновскводоканал» за период с 2022 по 2023 годы, количество которых превышает 80 аварий.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Ульяновска до настоящего времени не приняты меры, купирующие проблему бесперебойного водоснабжения Железнодорожного района г. Ульяновска, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Проводимые в настоящее время мероприятия по ремонту сетей водоснабжения и водоотведения не освобождают орган местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности по обеспечению населения коммунальной услугой водоснабжения надлежащего качества круглосуточно и круглогодично.
Зависимость бесперебойной подачи холодной воды от внешних факторов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах города.
Учитывая, что ресурсоснабжающая организация УМУП «Ульяновскводоканал» не может самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества, в том числе ввиду критического износа сетей, то данная обязанность должна быть возложена на администрацию г. Ульяновска.
Ссылки административного ответчика на отсутствие финансирования не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на ответчика законом обязанностей по организации водоснабжения населения, поскольку вопросы организации надлежащего водоснабжения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, а отсутствие надлежащего водоснабжения в поименованных в административном исковом заявлении населенных пунктах ущемляет права граждан на доступ к коммунальной услуге, нарушает условия их жизнедеятельности, лишает их возможности комфортного проживания.
Оценив представленные доказательства и материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Что касается срока для выполнения вышеуказанной обязанности - в течение 2024 года, суд полагает предоставить администрации г. Ульяновска срок для исполнения обязанности по перекладке водопровода и замене в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок суд находит разумным.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска в части невыполнения работ по перекладке водопровода в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ГМЗ к <адрес> методом прокола диаметром <данные изъяты> мм.. протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладе водопровода между котельными <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., замене сборного водопровода от скважины в <адрес> до трубопровода на водонапорную башню диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по проспекту <адрес> диаметром <данные изъяты> мм.. протяженностью <данные изъяты> п.м., замене водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м.
Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по проведению работ по перекладке водопровода в Железнодорожном районе г. Ульяновска от ГМЗ к <адрес> методом прокола диаметром <данные изъяты> мм. протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладе водопровода между котельными п. им. Карамзина диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., замене сборного водопровода от скважины в <адрес> до трубопровода на водонапорную башню диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м., перекладке водопровода по проспекту <адрес> до <адрес> диаметром <данные изъяты> мм. протяженностью <данные изъяты> п.м., замене водопровода по <адрес> диаметром <данные изъяты> мм протяженностью <данные изъяты> п.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з А.И. Низаметдинова
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1492/24 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска