ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2020 года г.Самара
Судья Железнодорожного районного суда г.Самары Хохрина Т.А.,
изучив в порядке подготовки материалы дела № 12-892/2020 по жалобе Овчинниковой Марии Владимировны на 42 постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из жалобы заявительницы, постановлениями должностных лиц № от 12.03.2020; № от 18.11.2019; № от 12.09.2019; № от 05.09.2019; № от 28.10.2019; № от 28.10.2019; № от 01.11.2019; № от 05.11.2019; № от 19.07.2019; № от 06.05.2019; № от 22.04.2019; № от 22.04.2019; № от 08.04.2019; № от 05.02.2019; № № от 23.01.2019; № от 13.11.2018; № от 06.11.2018; № от 18.08.2020; № № от 26.06.2020; № № от 12.05.2020; № от 06.05.2020; № от 27.04.2020; № от 27.04.2020; № от 24.04.2020; № от 20.12.2019; № от 03.09.2019; № от 03.09.2019; № от 26.08.2019; № от 17.04.2019; № от 28.01.2019; № от 17.09.2018; № от 10.05.2018; № от 03.05.2018; № от 28.04.2018; № от 09.11.2017; № от 11.08.2017; № от 10.08.2017; № от 07.07.2017; № от 10.07.2017; № от 23.05.2017; № от 28.11.2016; № от 18.11.2016 по делам об административных правонарушениях, Овчинникова М.В. признана виновной в совершении административных правонарушений и привлечена к административной ответственности.
Не согласившись с указанными постановлениями, Овчинникова М.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с жалобой, в которой просит отменить их, указав, что вышеперечисленные постановления вынесены в отношении ненадлежащего субъекта, поскольку транспортным средством, собственником которого является она, управляло другое лицо –ее супруг Жителев Я.О.
Изучив жалобу, суд приходит к следующему выводу.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 251 утвержден и введен в действие с 1 января 2017 года Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее - Порядок).
Порядок разработан в соответствии с положениями ГПК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", КАС РФ, Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", УПК РФ, Федерального закона от 18 декабря 2001 года N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 23 июня 2016 года N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти", предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вышеназванный Порядок распространяется на подачу жалоб по делам, рассматриваемым в порядке административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального судопроизводства.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ, а не КАС РФ, УПК РФ, ГПК РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает отдельных требований, которых должен придерживаться заявитель при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Для выполнения судом поставленных задач содержание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно быть таково, чтобы было возможно установить, чьи именно права и каким образом нарушены.
По смыслу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации отсутствие личной подписи в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не позволяет судье считать такую жалобу соответствующей волеизъявлению лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, что, соответственно, исключает возможность возбуждения производства по такой жалобе.
Жалоба от имени Овчинниковой М.А. на постановления должностных лиц лично не подписана и направлена ею по электронной почте на электронную почту Железнодорожного районного суда г.Самары, тогда как такой порядок подачи жалобы нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеуказанным Порядком не предусмотрена возможность подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, жалоб, в том числе, и на постановления по делам об административных правонарушениях, что препятствует рассмотрению жалобы Овчинниковой М.А. Железнодорожным районным судом г.Самары.
Поскольку жалоба Овчинниковой М.А. на постановления должностных лица ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области по делам об административных правонарушениях, подана посредством электронной почты, у суда имеются неустранимые препятствия в ее рассмотрении по существу.
В соответствии с требованиями ст. 30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу, а при наличии таких обстоятельств принимается решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.
Возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по нескольким делам об административных правонарушениях, события по которым имели место быть в различное время в отношении заявителя, положениями КоАП РФ не предусмотрена.
По смыслу части 1 статьи 30.2 КоАП РФ, при вынесении в отношении одного и того же лица органом административной юрисдикции нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях на каждое постановление должна быть оформлена самостоятельная жалоба.
При этом, данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
КоАП РФ не содержит запрета на обжалование нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях, однако, при обжаловании нескольких постановлений по разным делам об административных правонарушениях заявителю необходимо представить самостоятельную жалобу на постановление по каждому делу.
Таким образом, в данном случае заявитель должен был представить отдельную жалобу на каждое постановление должностного лица.
Кроме того, как указывалось выше, материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности (часть 4 статьи 30.2, пункты 1 и 2 статьи 30.4 КоАП РФ). Отсутствие соответствующих материалов, исходя из содержания статей 29.1, 29.4, пунктов 1 и 3 статьи 30.4, части 3 статьи 30.14 и части 3 статьи 30.15 КоАП РФ, препятствует рассмотрению по существу дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Следовательно, по смыслу названных законоположений, лицо, обращающееся с жалобой, должно также представить материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в частности копию обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Фактически из этого исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который, давая разъяснения по вопросам судебной практики, указал, что содержание жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении должно быть таково, чтобы можно было установить, чьи именно права и каким образом нарушены; поскольку отсутствие в жалобе таких данных ведет к невозможности ее рассмотрения, она подлежит возврату с указанием причин возврата (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года, вопрос 17).
Как видно из представленных в суд материалов дела заявителем не приложены к жалобе копии оспариваемых постановлений, в связи с чем, судья лишен возможности определить территориальную подсудность спора.
Кроме того, в тексте жалобы должны содержаться требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым оно считает постановление должностного лица незаконным. В данном случае в жалобе Овчинниковой М.В. отсутствуют указания на это.
На основании изложенного, жалоба Овчинниковой М.А. не может быть принята к рассмотрению судом, в связи с чем считаю необходимым возвратить ее заявителю, разъяснив требования ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.2, 30.3, 30.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить жалобу Овчинниковой Марии Владимировны на постановления должностных лиц № от 12.03.2020; № от 18.11.2019; № от 12.09.2019; № от 05.09.2019; № от 28.10.2019; № от 28.10.2019; № от 01.11.2019; № от 05.11.2019; № от 19.07.2019; № от 06.05.2019; № от 22.04.2019; № от 22.04.2019; № от 08.04.2019; № от 05.02.2019; № от 23.01.2019; № от 13.11.2018; № от 06.11.2018; № от 18.08.2020; № от 26.06.2020; № от 12.05.2020; № от 06.05.2020; № от 27.04.2020; № от 27.04.2020; № от 24.04.2020; № от 20.12.2019; № от 03.09.2019; № от 03.09.2019; № от 26.08.2019; № от 17.04.2019; № от 28.01.2019; № от 17.09.2018; № от 10.05.2018; № от 03.05.2018; № от 28.04.2018; № от 09.11.2017; № от 11.08.2017; № от 10.08.2017; № от 07.07.2017; № от 10.07.2017; № от 23.05.2017; № от 28.11.2016; № от 18.11.2016 по делам об административных правонарушениях.
Разъяснить Овчинниковой М.В., что согласно ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Копию определения направить заявителю.
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья /подпись/ Хохрина Т.А.
Копия верна:
Судья:
Подлинный документ находится в материалах дела № 12-892/2020 Железнодорожного районного суда г.Самары.