Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-131/2022 ~ М-100/2022 от 23.03.2022

Дело № 2-131/2022

УИД 21RS0014-01-2022-000165-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года                                                                                                            п. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Павлова В.И.,

при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,

с участием: зам. прокурора Урмарского района Чувашской Республики Казакова Ю.А.,

представителя ответчика - МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» Яковлевой О.В.,

представителя третьего лица - администрации Урмарского района Чувашской Республики Петровой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урмарского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 «Ромашка» Урмарского района Чувашской Республики, Управлению образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории),

у с т а н о в и л:

Прокурор Урмарского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокуратурой Урмарского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» Урмарского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

Исковое заявление мотивировано тем, что межведомственной комиссией по категорированию объектов от 27.12.2019 МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» присвоена 3-я категория опасности. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в ноябре 2021 года установлено, что охрана МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» обеспечивается техническим персоналом и сторожами. Также, из письма управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района ЧР от 29.10.2021 следует, что в МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» отсутствует охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями охраны подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В связи с чем прокуратурой района 30.11.2021 в адрес заведующего МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» по факту отсутствия охраны на объектах образования внесено представление об устранении нарушений закона в указанной сфере, при этом меры по устранению указанных нарушений закона по состоянию на 14.03.2022 не предприняты.

Указав, что допущенные управлением образования и молодежной политики администрации Урмарского района ЧР и МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» Урмарского района ЧР нарушения требований законодательства о мерах по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников дошкольного образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровья указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, по настоящее время меры по устранению нарушений не предпринимаются, прокурор Урмарского района Чувашской Республики просил возложить на МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» Урмарского района Чувашской Республики и управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании зам. прокурора Урмарского района Чувашской Республики Казаков Ю.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить их.

Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» Урмарского района Чувашской Республики Яковлева О.В., являющейся заведующей указанного МБДОУ, действующая на основании Устава, заявила о признании иска прокурора, указав, что 27.04.2022 комиссией, назначенной главой администрации Урмарского района Чувашской Республики, принято решение о присвоении МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» 4 категории опасности, но окончательно не оформлено в соответствии с законодательством. При этом она просила установить срок для исполнения решения суда 1 год.

Представитель третьего лица - администрации Урмарского района Чувашской Республики Петрова А.О., действующая на основании доверенности, согласившись с исковыми требованиями прокурора, полагала необходимым установить срок для исполнения решения суда 1 год ввиду финансирования МБДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» за счет средств бюджета Урмарского района, который на 2022 год уже утвержден.

Ответчик - Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечило. При этом от его представителя Яковлевой М.И. поступили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия, в котором также сообщено о признании иска прокурора, с просьбой установить срок на выполнение требований прокурора 1 год.

Выслушав доводы сторон и заключение прокурора, мнение представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что корреспондирует в обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (статьи 2, 20, 41 Конституции РФ).

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 государства участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и международно-правовые, закрепленные указанной Конвенцией, с 15.09.1990.

Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (п. п. 1, 7 ст. 2) (далее Закон N 35-ФЗ).

Пунктами 3, 4, 6 ст. 3 Закона N 35-ФЗ определены использованные в нем понятия:

- террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях,

- противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма,

- антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с положениями ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно положений п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее Закон N 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Она несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обязанность по обеспечению учреждений физической охраной установлена Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (в ред. от 05.03.2022 N 289) (далее - Требования).

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Исковые требования прокурора о возложении на ответчиков осуществление соответствующей обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обоснованы положениями подпункта "б" п. 25 Требований и присвоением МБДОУ «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики 3 категория опасности межведомственной комиссией по категорированию объектов от (дата), что было выявлено в ноябре 2021 года прокурорской проверкой МБДОУ «Детский сад «Ромашка» во исполнение требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности и противодействии терроризму с указанием на то, что по состоянию на (дата) в нарушение вышеуказанных требований закона охрана МБДОУ «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики обеспечивается техническим персоналом и сторожами.

Между тем Постановлением Правительства РФ от (дата) N 289 в Требование внесены изменения, которые вступили в силу (дата), и согласно подпункту «г» п. 13 Требований к объектам (территории) четвертой категории опасности отнесены:

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.

При этом п. 2 Постановления Правительства РФ от (дата) N 289 предусмотрено, что категорирование объектов (территорий), которым категория присвоена до (дата), или внесение изменений в утвержденные до (дата) паспорта безопасности до наступления оснований для актуализации проводится по решению их правообладателей.

Так, из представленного представителем МБДОУ «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики ФИО3 в судебном заседании Акта обследования и категорирования объекта образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) (далее - акта от (дата)) следует, что в порядке, предусмотренном Требованиями, компетентной комиссией, назначенной постановлениями администрации (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) и от (дата) , МБДОУ «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики присвоена четвертая категория опасности, в соответствии с пунктом 13 подпунктом «г» Требований (ред. от (дата) ).

Мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенные к четвертой категории опасности, приведены п. 24 Требований (подпункты «а - л»), среди которых отсутствует мероприятие в виде обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которое предусмотреноподпунктом "б" п. 25 Требований, т.е. относится к мероприятиям, осуществляемым в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности.

При таких обстоятельствах суд считает, что признание исковых требований прокурора ответчиками, изложенное в соответствующих заявлениях представителей, при которых подлежат применению положения ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, противоречит закону, поскольку удовлетворение требований прокурора приведет к возложению на ответчиков обязанности, не предусмотренной Требованиями.

Поэтому суд на основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ не принимает признание иска ответчиками.

Принимая во внимание, что в связи с изменением категорирования МБДОУ «Детский сад «Ромашка»(адрес изъят) Чувашской Республики после подачи прокурором искового заявления на основании акта от (дата) и отнесением его к четвертой категории опасности на ответчиков не может быть возложена обязанность, о котором заявлено в иске прокурора, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении искового заявления прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» (адрес изъят) Чувашской Республики, Управлению образования и молодежной политики администрации (адрес изъят) Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. после (дата) через Урмарский районный суд.

Мотивированное решение составлено (дата).

Судья                                                                                                                            В.ФИО1

2-131/2022 ~ М-100/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Урмарского района Чувашской Республики
Ответчики
Управление образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики
МБДОУ "Детский сад № 4 "Ромашка" Урмарского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Урмарского района Чувашской Республики
Суд
Урмарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Павлов В. И.
Дело на странице суда
urmarsky--chv.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
24.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее