Дело № 2-63/2024
УИД 60RS0012-01-2023-001219-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Ивановой Н.В.,
при секретаре Никаноровой М.А.,
с участием помощника Невельского межрайонного прокурора Сумбарова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невельского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» об обязании совершить действия по обеспечению доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в структурном подразделении - детский сад д.Новохованск,
УСТАНОВИЛ:
Невельский межрайонный прокурор Псковской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Усть-Долысская СОШ»), в котором с учетом уточнений просит обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения у входа в здание детского сада д.Новохованск - структурного подразделения МОУ «Усть-Долысская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной Невельской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями в МОУ «Усть-Долысская СОШ» установлено отсутствие при входе в структурное подразделение – детский сад МОУ «Усть-Долысская СОШ» вывески с названием и графиком работы образовательной организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что нарушает требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями. Ссылаясь на положения ст.2, п.5, 6 ч.1 ст.15, ст.19 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.79, п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», пп. «е» п. 3, пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309, истец просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник Невельского межрайонного прокурора Сумбаров Р.А. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что МОУ «Усть-Долысская СОШ» имеет филиал - Новохованская средняя общеобразовательная школа, и структурное подразделение - детский сад д.<адрес>, которые расположены в одном здании, находящемся по адресу: <адрес>, но имеют разные входы.
Представитель ответчика – МОУ «Усть-Доллыская СОШ», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что согласен с заявленными требованиями.
Представитель третьего лица – Администрации Невельского муниципального округа, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Усть-Долысская СОШ») (**) зарегистрировано в качестве юридического лица, в которое входят, в том числе филиал – Новохованская средняя общеобразовательная школа, и структурное подразделение - детский сад д.Новохованск, которые расположены в одном здании, находящемся по адресу: <адрес>. Учредителем МОУ «Усть-Долысская СОШ» является Администрация Невельского муниципального округа, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-68).
По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ Невельской межрайонной прокуратурой проверки структурного подразделение - детский сад д.<адрес> установлено, что при входе в данную образовательную организацию отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы образовательной организации, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (л.д.10-12, 13).
Из объяснений директора МОУ «Усть-Долысская СОШ» ФИО3 в Невельскую межрайонную прокуратуру следует, что филиал МОУ «Усть-Долысская СОШ» - Новохованская средняя общеобразовательная школа, и структурное подразделение МОУ «Усть-Долысская СОШ» - детский сад д.Новохованск, расположены в одном здании, находящемся по адресу: <адрес>, но имеют разные обособленные входы в здание.
В ст.7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В силу п.5 и п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
К объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Федеральным законом №181-ФЗ отнесены жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации (ч.9 ст.15).
Согласно ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее Порядок).
Согласно пп. «е» п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В пп. «а» п.4 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Таким образом, отсутствие при входе в помещение структурного подразделения МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» - детский сад д.<адрес>, расположенного в здании, находящемся по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, нарушает требования законодательства о социальной защите инвалидов по зрению, так как отсутствуют условия беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры социально незащищенной группы населения.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Невельского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию сторон, учитывая, что для устранения выявленных нарушений требуются временные и материальные затраты, суд считает, что указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности - 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
Суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика госпошлины, поскольку МОУ «Усть-Долысская СОШ» создано Администрацией Невельского муниципального округа для решения вопросов местного значения, предусмотренных в ч.1 ст.15 Федерального закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к которым в том числе относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты госпошлины.
Кроме того, в силу п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов (по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) по нормативу 100%.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Невельского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Обязать МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» (**) обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения у входа в помещение структурного подразделения МОУ «Усть-Долысская средняя общеобразовательная школа» - детский сад д.Новохованск, расположенного в здании, находящемся по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Иванова
Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2024 года.