Дело № 12-20/2023 УИД №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 мая 2023 года г. Облучье
Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области Полежаева Ю.С.,
с участием:
защитника юридического лица Мотузовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Теплоозерская тепловая компания» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции ЕАО – начальника правового отдела инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Теплоозерская тепловая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
На указанное постановление административного органа и.о. директора ООО «Теплоозерская тепловая компания» ФИО подана жалоба, в которой её автор просит постановление государственной жилищной инспекции ЕАО отменить, мотивируя тем, что многоквартирный <адрес>, в котором в ходе проверки установлено подтопление квартиры № № из-за таяния наледи и изморози в результате того, что вытяжной канал канализации не выведен за пределы чердака и в чердачном помещении не обеспечен температурно-влажностный режим, в управление ООО «Теплоозерская тепловая компания» пришел в ДД.ММ.ГГГГ году и с таким состоянием вентиляционных шахт. В ДД.ММ.ГГГГ года управляющей компании была проведена строительная экспертиза кровли и чердачного пространства данного дома, по результатам которой зафиксированы грубейшие нарушения технологии строительства конструкции кровли: отсутствие организованного водоотвода, ограждения периметра кровли, системы снегозадержания, ходовых трапов, элементов молниезащиты, негерметичность существующих коньковых элементов, значительные зазоры между листами, образовавшиеся по причине использования при строительстве ненадлежащего крепежа и недостаточного закрепления листов покрытия, негерметичность примыкания кровли к кирпичным шахтам вентиляции, обнаружена самовольно устроенная система бытовой вентиляции, полиэтиленовые трубы выведены на кровлю с кустарной заделкой в скате кровли (монтажной пеной), в одной трубе имеется обширный сквозной пролом, некоторые шахты выполнены из силикатного кирпича. Все выявленные дефекты не являются мелким или текущим ремонтом объектов, а относятся к категории капитального ремонта. Жители дома обратились в Фонд «Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в ЕАО» о переносе срока проведения капитального ремонта кровли, вентиляционных шахт дома с ДД.ММ.ГГГГ года на ДД.ММ.ГГГГ год, однако по причине отсутствия денежных средств было отказано, обращение перенаправлено в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЕАО, от которого ответа не поступило. Согласно выданному по итогу проверки предписанию от ДД.ММ.ГГГГ №: п.п. № - ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по замене двух сбросников (кранов) в подвальном помещении на системе отопления в спальне и зале <адрес>, более жалоб от жильцов указанной квартиры нет; по п.п. № - текущий ремонт в подъездах многоквартирного дома по адресу: <адрес> производился в ДД.ММ.ГГГГ году, частичные ремонты в подъездах производились в ДД.ММ.ГГГГ годах, остекление окон производилось перед началом отопительного сезона, в летний период будет решаться вопрос о проведении косметического ремонта подъездов. Ограждение конструкции окон в данном многоквартирном доме на момент принятия в управление не было, нормативной базой не предусмотрено и данный вид работ не указан в минимальном перечне в договоре управления, данные работы производятся по решению собственником жилья за счет средств «Текущий ремонт», но с таким обращением жильцы в управляющую компанию не обращались.
В судебном заседании защитник привлекаемого к ответственности юридического лица Мотузова Т.А. требования жалобы поддержала по приведенным в нем доводам, в дополнение привела аналогичные, изложенным в жалобе обстоятельства и предоставила фотоматериалы, подтверждающие частичное устранение указанных проверкой нарушений - о восстановлении тамбурной двери в подъезде, остекления, установке ограждающей конструкции на окнах, освещении в <адрес> и очистке чердачного помещения в <адрес> в <адрес>. С учетом изложенного, просила отменить постановление о назначении административного наказания, признав правонарушение малозначительным.
Должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции ЕАО.
В письменном отзыве представитель Государственной жилищной инспекции по ЕАО ФИО, описывая выявленные проверкой нарушения, выражает несогласие с доводами жалобами, указывая на то, что Общество допустило правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по договору управления многоквартирными домами, а именно в том, что: в квартире № многоквартирного <адрес> в <адрес> вытяжной канал канализации не выведен за пределы чердака, чердачное помещение захламлено мусором, в чердачном помещении не обеспечен температурно-влажностный режим, в результате чего происходит подтопление жилого помещения из-за таяния наледи и изморози, в жилом помещении № многоквартирного <адрес> в <адрес> температура воздуха в наибольшей по площади комнате составила + 17,7°С, что является нарушением; не обеспечена циркуляция обратного трубопровода системы отопления (зал, комната), в подъезде № многоквартирного <адрес> в <адрес> имеются зазоры и неплотности между стеной, дверной и оконными коробками, чем обеспечено сквозное продувание; на лестничных площадках отсутствуют (частично) ограждающие конструкции окон; частично отсутствует остекление окон; лакокрасочное покрытие имеет растрескивание и отслоение; на лестничных площадках и ступенях имеются выбоины отслоения покрытия пола; световой фонарь перед входом в подъезд в неисправном состоянии (разбит). Нарушение, выразившееся в отсутствии (частично) на лестничной площадке ограждающей конструкции оконного проема само по себе как правонарушение, не прописанное в нормативно-правовых актах, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в данном многоквартирном доме. Наличие аналогичных ограждающих конструкций проверкой установлено на остальных этажах многоквартирного дома. Управляющая компания инспекцию проинформировала о том, что ограждающая конструкция оконного проема по адресу : ЕАО, <адрес> установлена, тем самым согласившись с фактом выявленного проверкой нарушения. Поскольку проверкой установлено несоответствие технического состояния общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов требованиям нормативно-правовых актов, полагает постановление инспекции области от ДД.ММ.ГГГГ № вынесенным на законных основаниях, а изложенные в нем обстоятельства, соответствующими материалам проводимой проверки, просит п обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу Общества без удовлетворения.
Изучив материалы административного производства, доводы жалобы, отзыва на неё представителя Государственной жилищной инспекции ЕАО, заслушав защитника юридического лица, прихожу к следующему.
Правонарушением по части 2 статье 14.1.3 КоАП РФ признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ООО «Теплоозерская тепловая компания», имеющая лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Государственной жилищной инспекцией ЕАО, на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ управляет многоквартирными домами №№ по <адрес> в <адрес> ЕАО.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в соответствии с п.п. 8, 11, 13 которого к необходимым работам для надлежащего содержания:
- несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и несущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, выполняемым в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов относится выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; разработка планов восстановительных работ, при их необходимости, в случаях выявления повреждений и нарушений, проведение восстановительных работ;
- внутренней отделки многоквартирных домов - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений;
- оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме - проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт, в остальных - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п.п. п.п. 4.6.1.1, 4.6.3.1, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.14 и 5.2.1, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; чистоту чердачных помещений, … вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака.
- исправное состояние окон, дверей и световых фонарей, нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; При этом, зазоры между стеной и коробкой, создающие высокую воздухопроницаемость или проникание атмосферной влаги, надлежит уплотнять специальными упругими материалами с обжатием не менее 30 - 50% с последующей заделкой цементным раствором. Поврежденную и отслоившуюся по периметру дверных проемов штукатурку следует восстанавливать, а на полу устанавливать дверной останов с необходимым зазором между дверью и стеной (п. 4.7.3, 4.7.5 Правил).
- исправное состояние лестниц. Коррозии металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п. следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения; Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. На лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
- поддержание в системах центрального отопления жилых домов оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления, равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; наладку системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Таким образом, в силу принятых обязательств на основании договора управления многоквартирными домами, ООО «Теплоозерская тепловая компания», как управляющая организация, обязана обеспечить содержание общего имущества многоквартирных домов №№ по <адрес> в <адрес> в соответствии с вышеприведенными требованиями.
Как следует из материалов дела, на основании обращений жителей многоквартирных домов №№ по <адрес> ЕАО по вопросам: утепления подъезда № <адрес> в связи с низкой температурой (утеплению окон, установке двери в тамбур, установке ранее отключенных батарей отопления), нерабочей вентиляции и проникновении влаги в квартиры № и № <адрес>, низкой температуры, промерзания стен и потолков, сырости в <адрес>, государственной жилищной инспекцией ЕАО в период с 09.00 часов по 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка. оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах ООО «Теплоозерская тепловая компания».
В результате проверки в деятельности ООО «Теплоозерская тепловая компания» установлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием общего имущества в вышеназванных многоквартирных домах, выразившиеся в следующем:
- в квартире № многоквартирного <адрес> в <адрес> вытяжной канал канализации не выведен за пределы чердака, чердачное помещение захламлено мусором, в чердачном помещении не обеспечен температурно-влажностный режим, в результате чего происходит подтопление жилого помещения из-за таяния наледи и изморози;
- в квартире № № многоквартирного <адрес> в <адрес> температура воздуха в наибольшей по площади комнате составила +17,7С, не обеспечена циркуляция обратного трубопровода системы отопления в зальной и второй комнате;
- в подъезде № многоквартирного <адрес> в <адрес> имеются зазоры и неплотности между стеной, дверной и оконными коробками, чем обеспечено сквозное продувание; на лестничных площадках частично отсутствуют ограждающие конструкции окон, остекление окон; лакокрасочное покрытие имеет растрескивание и отслоение; на лестничных площадках и степенях имеются выбоины отслоения покрытия пола; световой фонарь перед входом в подъезд в неисправном состоянии (разбит).
Выявленные в ходе проверки нарушения, зафиксированные протоколами инструментальных исследований и осмотра, отражены в одноименном акте от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления в отношении ООО «Теплоозерская тепловая компания» административного протокола № по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а по результатам его рассмотрения вынесения обжалуемого юридическим лицом постановления о назначении административного наказания.
По результатам внеплановой выездной проверки ООО «Теплоозерская тепловая компания» Государственной жилищной инспекцией выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №ЕвВБ/23 с указанием конкретных мероприятий и сроками их исполнения в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений.
Как следует из дополнительно представленных ООО «Теплоозерская тепловая компания» материалов, частично указанные в предписании нарушения управляющей организацией устранены – восстановлена тамбурная дверь, оконное ограждение и остекление в подъезде № <адрес>, заменены сбросники (краны) в подвальном помещении на системе отопления и таким образом организовано надлежащее теплоснабжение жильцов <адрес>, очищено чердачное помещение в <адрес>.
Сведения, представленные Обществом в порядке устранения нарушений, о том, что вытяжной канал канализации в доме № выведен за пределы кровли в ДД.ММ.ГГГГ году опровергается имеющимся в материалах административного производства протоколом осмотра чердачного помещения, зафиксировавшего как обратное, так и иные нарушения по его содержанию – не обеспечена чистота помещения, температурно-влажностный режим, наледь вокруг вытяжных каналов канализации.
Учитывая установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства в совокупности с действующими в указанной отрасли и приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о наличии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и вины в его совершении привлекаемого юридического лица.
Тот факт, что кровля и конструкции в чердачном помещении в <адрес> в <адрес> нуждаются в капитальном ремонте, сам по себе не освобождает управляющую организацию от исполнения принятых обязательств по надлежащему содержанию данного имущества, своевременному принятию мер к устранению неисправностей, в том числе в порядке выполнения аварийных, временных работ с целью поддержания эксплуатационных характеристик названных конструкций в состоянии, обеспечивающем безопасное, отвечающее санитарным и иным требованиям, проживание жильцов в доме.
Между тем, сведений о принятых мерах к устранению данного нарушения, равно как и доказательств, свидетельствующих о невозможности никакими иными способами и методами устранить нарушения, минимизировать последствия в виде разрушения жилого помещения, привлеченным к ответственности лицом в суд не предоставлено.
С учетом общих положений закона о содержании управляющей домом организацией общего имущества такого дома в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности, суд, вопреки позиции привлеченного к ответственности юридического лица приходит к выводу об обоснованном указании проверяющим в качестве нарушения по содержанию общего имущества <адрес>, наряду с иным, отсутствие ограждающей конструкции на окне в третьем подъезде названного дома.
Соглашаясь с обжалуемым постановлением административного органа в названной части, суд так же принимает во внимание размеры оконных проемов в подъезде дома, их расположение на площадке, а так же иные фактические обстоятельства по делу – наличие аналогичных ограждающих конструкций на всех других окнах этого же подъезда, фактическое устранение юридическим лицом данного нарушения на момент рассмотрения дела, свидетельствующее своего рода о согласии организации с таким требованием и необходимостью его выполнения, а так же доводы представителя Государственной жилищной инспекции ЕАО в представленном отзыве об имеющейся в отсутствие защитной конструкции угрозе безопасности жильцам дома.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
С доводами защитника в судебном заседании о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, суд согласиться не может в виду следующего.
Так, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность правонарушения является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, а с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном конкретном случае допущенные юридическим лицом нарушения повлекли обоснованные обращения жильцов за защитой нарушенного права, которое частично восстановлено в настоящее время по требованию надзорного органа – Государственной жилищной инспекции ЕАО, что в судебном заседании заявителем не оспаривалось, а напротив предоставлены документальные сведения об устранении части указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ нарушений.
При названных обстоятельствах, оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным суд не находит и не является таковым частичное устранение выявленных проверкой нарушений.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального административного права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи и оснований для его снижения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции ЕАО – начальника правового отдела инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Теплоозерская тепловая компания», оставить без изменения, жалобу и.о. директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоозерская тепловая компания» ФИО, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.С. Полежаева