Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3484/2022 ~ М-2619/2022 от 26.05.2022

дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

<адрес>

28 июля 2022 года

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Румянцевой Д.Г.,

при помощнике Баньщиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Е. Ю. к ООО «Хартия» о признании договора расторгнутым,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Хартия» о признании договора расторгнутым, обосновывая свои требования следующим.

Между истцом и ответчиком на условиях Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) (далее - Договор) с ДД.ММ.ГГГГ на основании оферты размещённой в сети «Интернет» на сайте ответчика без установленного законом порядка заключения Договора и услуг по вывозу ТКО с соответствующих СанПиН мест складирования ТКО. Правоотношения в сфере обращения с ТКО регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»; Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Правила ). Согласно вышеуказанным законам и правилам, а также на основании соответствующих СанПиН по обращению с ТКО, на территории частного сектора микрорайона «Мир» должна быть обустроена контейнерная площадка (место накопления ТКО) — не менее 20 м, но не более 100 м от границы индивидуального земельного участка истца. Согласно п. 6 Типового договора Правил истец должен оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством РФ. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плату за коммунальные услуги истец должен вносить на основании платежных документов. Согласно п. 1 ст, 779 ГК РФ и п. 1 ст. 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг, которым и является вышеуказанный Договор, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в Договоре. В соответствии со ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. В соответствии с данной нормой права никаких расходов по выполнению услуг исполнитель не понёс, так как услуги за обращение с ТКО с жилого дома истца, расположенного по адресу: МО, <адрес>, р.п. им. Воровского, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчиком не оказывались, соответствующие места для накопления ТКО не оборудовались и соответствующие платёжные документы истцу не направлялись. Кроме того, такие действия ООО «Хартия» истец расценивает как факт невыполнения обязательств по оказанию услуг по вывозу ТКО и существенным нарушением условий Договора. Кроме того истец полагает, что по смыслу указанных выше положений закона, регулирующих правоотношения в сфере обращения с ТКО, ответчиком были существенно нарушены не только условия договора, но и его право на получение услуг, которые ООО «Хартия» по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении собственников ТКО, предоставляя свои услуги в соответствии с действующим законодательством и иными не противоречащими законодательству РФ положениями.

Истец просит признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО расторгнутым и не подлежащим оплате.

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования и доводы иска подержала, дав суду аналогичные объяснения. Дополнительно пояснила, что в связи с тем что квитанций с 01.01.2019г. на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами она не получала, контейнер не установлен, договор с ней не заключался, в связи с чем услуги ей не предоставлялись.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве и письменной позиции.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 1, 2 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 24.6 ч. 1, 2 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Судом установлено, что истец Козлова Е.Ю. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, а также имеет регистрацию по указанному адресу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Хартия" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора, заключенным с Министерством экологии и природопользования <адрес> N б/н от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в Ногинской зоне регионального оператора с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 8.17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ », на своем официальном сайте региональный оператор ООО «Хартия» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц <адрес> установлено ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.2 договора).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Данная норма существенным образом дополняется положениями п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-по тексту -ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее по тексту - Правила обращения с ТКО) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам. Согласно п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

На основании изложенного, заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО закреплено как обязанность собственника жилого дома или собственника части данного дома, в связи с чем обратные доводы истца по данному поводу суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

Суд принимает также во внимание, что Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утвердившее Правила обращения с ТКО, является действующим и в установленном законом порядке противоречащим Конституции РФ или федеральному законодательству данное постановление не признавалось, в связи с чем оснований для неприменения указанного Постановления у суда не имеется, и оно подлежит исполнению в установленном законом порядке.

В силу ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). С учетом изложенного, договор по обращению с ТКО является публичным. Суд принимает также во внимание, что в целях единообразного регулирования и защиты прав потребителей услуги по обращению с ТКО, форма и содержание такого договора предопределены федеральным законодательством, в связи с чем Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)- 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)- 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 8 (18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 8 (19) Правил обращения с ТКО срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В соответствии с вышеуказанными нормами, региональным оператором ООО "Хартия" была размещена информация о заключении договора на услуги по обращению с ТКО, с образцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно ч. 1, 3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

В силу ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с п. 148 (16) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.

Истцом, сведений о том, что он направлял региональному оператору заявку потребителя или то, что он заключил договор на оказание услуг по вывозу ТКО с другим оператором, представлено не было, в связи с чем, суд считает, что между ООО "Хартия" и Козловой Е.Ю. был заключен публичный договор на условиях типового договора, указанного ответчиком.

Доводы истца о том, что вышеуказанный договор подлежит расторжению, ввиду того, что ущемляет права истца, суд считает не состоятельными, ввиду отсутствия доказательств их подтверждающих. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, что ей не оказывались услуги по вывозу ТКО. Тот факт, что <адрес> не обустроена контейнерная площадка, не подтверждает доводы истца о том, что услуги по вывозу ТКО с ДД.ММ.ГГГГ ей не оказываются, а также опровергаются представленными стороной ответчика доказательствами.

Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность истца при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 18 ч. 1 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

То есть потребитель Козлова Е.Ю. лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО "Хартия", отсутствуют доказательства, свидетельствующие о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Козловой Е.Ю. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг ответчиком.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" правила статьи 426 ГК РФ не ограничивают право потребителя на односторонний отказ от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства (статья 328 ГК РФ) или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения (статья 405 ГК РФ).

На основании вышеизложенного судом не было установлено, что ответчиком услуги по вывозу ТКО истцу Козловой Е.Ю. не оказывались, что были нарушены ее права. Также суд не усмотрел оснований для расторжения публичного договора и не подлежащем отплате.

Доводы истца о том, что с 2019 года она не получала квитанций об оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами суд находит не состоятельным, поскольку доказательств в обоснование доводов истцом не представлено.

Кроме того, судом установлено, что между ООО «Хартия» и АО «Мосэнергосбыт» заключен договор возмездного оказания услуг по формированию единого платежного документа, содержащего строку «Обращение с ТКО» и его доставку плательщикам/собственникам индивидуальных жилых строений (ИЖС), находящихся в собственности плательщиков/собственников. При этом АО «Мосэнергосбыт» осуществляет выпуск документов с указанием услуг обращение с ТКО и электроснабжение.

Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (ст. 13.4).

В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в указанном истцом населенном пункте, не является основанием считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения истца от оплаты этой коммунальной услуги. Создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги – ответчика по делу, а также не свидетельствует о том, что истец не пользуется указанной услугой. Доказательств обратного истцом суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

На основании изложенного, исковые требования Козловой Е. Ю. к ООО «Хартия» о признании договора расторгнутым удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Козловой Е. Ю. к ООО «Хартия» о признании договора расторгнутым отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ногинский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-3484/2022 ~ М-2619/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлова Елена Юрьевна
Ответчики
ООО "Хартия"
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Румянцева Дарья Георгиевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2022Предварительное судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее