Дело № 2-115/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Комсомольский 09 ноября 2020 года
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Манжеева Б.В.
при секретаре Хазыковой И.Н.,
с участием истца помощника прокурора Черноземельского района
Республики Калмыкия Мишкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Картееву Валентину Савгаровичу о частичном запрете эксплуатации автомобильных газозаправочных станций,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черноземельского района Республики Калмыкия в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Картееву В.С., мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности ИП Картеева В.С. в отношении автомобильных газозаправочных станций АЗС «Лотос», расположенных по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 1 «ж», и на развилке автодороги «Комсомольский-Артезиан-Кизляр» пос. Артезиан установлен факт эксплуатации этих АГЗС по розничной реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), используемого в качестве автомобильного топлива. При этом имеются признаки опасности производственных объектов АГЗС (получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ). Ссылаясь на положения Федеральных законов от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», указывает на отсутствие лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Указанные АГЗС не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Не имеется документов на ввод объектов в эксплуатацию, а также положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства на объектах, на здания и сооружения. Отсутствуют план мероприятий по локализации и ликвидации аварий, договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии, медицинские заключения на работников, договор со специализированной организацией на проведение аварийно-спасательных работ, сведения о прохождении ответчиком аттестации в области промышленной безопасности, перечень нормативных документов. Не определен резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий. Сосуд надземного исполнения не состоит на учете в органах Ростехнадзора. Просит запретить деятельность ИП Картеева В.С. в части розничной реализации сжиженного углеводородного газа на указанных автомобильных газозаправочных станциях до получения специального разрешения ( лицензии ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
В судебном заседании помощник прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия Мишкин А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил об их удовлетворении.
Ответчик Картеев В.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки в суд не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Нижне-Волжского управления Ростехнадзора по Республике Калмыкия Лиджиев М.П., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Просил рассмотреть дело в отсутствия представителя управления, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
В силу ч.ч. 3, 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с подп.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст.2 указанного Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Черноземельского района Республики Калмыкия проведена проверка соблюдения ИП Картеевым В.С. федерального законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов АГЗС «Лотос» в пос. Комсомольский по ул. Ленина, 1 «ж» и в пос. Артезиан на развилке автодороги «Комсомольский-Артезиан-Кизляр», в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет розничную реализацию сжиженного углеводородного газа (наличие СУГ в технологической системе по показаниям манометров, установленных на резервуаре Р = 0,5 Мпа и газопроводе Р = 0,6 МПа, используемого в качестве автомобильного топлива, без регистрации указанных объектов в реестре опасных производственных объектов, в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18 сентября 2020 года Картеев В.С. с 03 июля 2019 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом деятельности является розничная торговля моторным топливом.
Из письма Нижне-Волжского управления Ростехнадзора по Республике Калмыкия от 16 сентября 2020 года следует, что ИП Картеев В.С. не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, лицензия на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ИП Картееву В.С. не предоставлялась.
Письмом (информацией) отдела НД и ПР по Лаганскому и Черноземельскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 25 сентября 2020 года с приложенной фототаблицей к акту осмотра подтверждается, что по указанию заместителя Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору ИТ-439 от 03 сентября 2020 года, а также в целях защиты жизни и здоровья граждан Черноземельского района от пожаров АГЗС проведен плановый (рейдовый) осмотр территорий АГЗС, предназначенных для приема, хранения и заправки СУГ транспортных средств, в том числе указанных АГЗС ИП Картеева В.С. в пос. Комсомольский и в пос. Артезиан. В ходе осмотра выявлены нарушения п.33 и п. 457 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», а именно: отсутствуют знаки пожарной безопасности «Огнетушитель» и первичные средства пожаротушения, в связи с чем возможны негативные последствия в виде пожаров (в том числе в ночное время, поскольку режим работы объектов круглосуточный) с последующим возникновением опасных факторов пожара, может создаться угроза возникновения последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу.
Из вышеизложенного следует, что опасные производственные объекты характеризуются повышенной опасностью для жизни, здоровья и имущества людей, большим размером причиняемого материального ущерба в случае возникновения аварии, то есть разрушениями сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ.
Опасность производственных объектов приводит к необходимости установления дополнительных требований и ограничений технического, организационного и экономического характера к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.
Эти меры направлены на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, под которым в законодательстве Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Эксплуатация ИП Картеевым В.С. данных автогазозаправочных станций без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, при осуществлении ИП Картеевым В.С. деятельности по реализации сжиженного газа на указанных АГЗС не соблюдаются требования действующего законодательства, в том числе, касающиеся обеспечения безопасности такой деятельности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в связи с чем заявленные прокурором Черноземельского района Республики Калмыкия исковые требования являются обоснованными и законными, поскольку направлены на предупреждение аварий на опасном производственном объекте и обеспечение готовности эксплуатирующих опасный производственный объект лиц к локализации и ликвидации последствий возможных аварий.
В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, поскольку прокурор на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Картееву Валентину Савгаровичу о частичном запрете эксплуатации автомобильных газозаправочных станций удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Картееву Валентину Савгаровичу деятельность в части розничной реализации сжиженного углеводородного газа на автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, пос. Комсомольский, ул. Ленина, 1 «ж», до получения специального разрешения ( лицензии ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Запретить индивидуальному предпринимателю Картееву Валентину Савгаровичу деятельность в частирозничной реализации сжиженного углеводородного газа на автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, пос. Артезиан, на развилке автодороги «Комсомольский-Артезиан-Кизляр», до получения специального разрешения ( лицензии ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Взыскать с Картеева Валентина Савгаровича в доход бюджета Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Б.В. Манжеев
«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев