Дело № 2а-1-171/2024
УИД73RS0009-01-2024-000225-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Карсун Ульяновской области 25 апреля 2024 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Лобиной Н.В.,
при секретаре Пресняковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий и внесении сведений об их границах в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование своих требований указал, что в Карсунском муниципальном районе Ульяновской области располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник «Святой Николай», «Языковский парк», положения о которых утверждены приказом Министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 18.03.2011 № 7. Как выявлено прокуратурой, для указанной особо охраняемой природной территории при ее создании и до настоящего времени охранные зоны не установлены, сведения об их установлении отсутствуют в положениях о памятниках природы регионального значения. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 2.4. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, ст. 6 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» указывает, что до настоящего момента Правительство Ульяновской области не подготовило проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранных зон памятников природы регионального значения «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник «Святой Николай», «Языковский парк», об установлении их границ и утверждении положений о них. По указанному факту прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области внесено представление. Вместе с тем, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены (подтверждается письмами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Кроме того Правила создания охранных зон и установления их границ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, предусматривают, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством. В силу ст. 32 ФЗ № 218-ФЗ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении и прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Вместе с тем данная работа Министерством не проведена в нарушение указанных норм, у памятников регионального значения охранные зоны не определены, сведения о границах данных зон в ЕГРН отсутствуют. Отсутствие охранных зон указанных памятников природы является причиной неблагоприятного антропогенного воздействия, способствует загрязнению природного объекта и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции РФ. На основании изложенного, уточнив требования в ходе рассмотрения дела, просит признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области по созданию охранных зон памятников регионального значения «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник « Святой Николай», «Языковский парк». Обязать Правительство Ульяновской области подготовить проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранных зон памятников природы «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник « Святой Николай», «Языковский парк», об установлении их границ и утверждении положения о них. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области направить в филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области сведения о границах охранных зон памятников природы «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник «Святой Николай», «Языковский парк», установить срок для добровольного исполнения решения суда – 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Гришина Ю.А., старший помощник прокурора Карсунского района Козлов А.В. уточненные административные исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что первоначальные требования к Министерству о возложении обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Губернатору Ульяновской области предложение о создании охранных зон и установлении их границ в отношении памятников регионального значения они не поддерживают, поскольку требование исполнено ответчиком добровольно, предложения направлены.
Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не согласно с административными исковыми требованиями. Министерство направило письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Губернатора Ульяновской области предложения о рассмотрении возможности выделения дополнительного финансирования из областного бюджета Ульяновской области для проведения инвентаризации территорий для установления охранных зон 124 особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе памятников природы «Останец с выходом коньякских пород», «Реликтовые растения», «Родник «Гремячий ключ», «Родник «Святой Николай», «Языковский парк». Согласно дорожной карте по определению и установлению охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, утверждённой Председателем Правительства Ульяновской области 19.03.2024 № 48-пл, установление охранных зон всех 124 особо охраняемых природных территорий регионального значения планируется выполнить ДД.ММ.ГГГГ при условии выделения дополнительного финансирования из областного бюджета Ульяновской области. Выполнение заявленного требования со стороны Министерства невозможно в случае невыполнения требований 1 и 2 заявления истца, следовательно, срок для выполнения требований к Министерству не может быть установлен, соответственно, в удовлетворении требований административного истца к Министерству следует отказать.
Представитель административного ответчика - Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Правительство Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-30 «О Правительстве Ульяновской области» является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. Губернатор Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2016 №163-30 «О Губернаторе Ульяновской области» является высшим должностным лицом Ульяновской области и входит в систему исполнительных органов Ульяновской области. Положения Закона устанавливают, что Правительство Ульяновской области распределяет функции между органами исполнительной власти Ульяновской области, утверждает положения об органах исполнительной власти Ульяновской области, тем самым определяет уполномоченный органгосударственной власти субъекта Российской Федерации в той или иной сфере правоотношений. Полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды наделено Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области. Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «О Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области»Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области подготавливает проекты положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформляет охранные обязательства, паспорта и другие документы в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы. Уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган Ульяновской области - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области вносит Губернатору Ульяновской области предложения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, относящихся к категориям природных парков и памятников природы. Форма и содержание решения Губернатора Ульяновской области об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, относящихся к категориям природных парков и памятников природы, каким-либо правовым актом не предусмотрено. Правительство Ульяновской области не обладает полномочиями по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта о создании охранных зон памятников природы. ДД.ММ.ГГГГ Министерством было направлено предложение по установлении охранной зоны для 124 памятников природы, в которое также указанные с иске памятники природы регионального значения. Согласно предложению Минприроды, внесенному Губернатору Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, по семи особо охраняемым природным территориям предложения об установлении охранных зон были направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, на что в 2024 году выделено финансирование в размере 1400 тыс. рублей в рамках мероприятия «Сохранение биоразнообразия». Правительство Ульяновской области никакого решения Губернатора Ульяновской области не готовило. Создание охранных зон особо охраняемых природных территорий, относящихся к категориям природных парков и памятников природы, утверждается постановлением Правительства. Разработкой проекта постановления согласно постановлению Губернатора Ульяновской области от 02.12.2016 № 113 «Об утверждении Правил подготовки и издания правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области занимается уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области. Создание охранных зон памятников природы регионального значения регулируется Законом Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-30 «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области». Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, так как не уполномочено разрабатывать проекты решения высшего должностного лица о создании охранных зон памятников природы. На данный момент уже подготовлен проект о внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, который согласован и скоро будет подписан, согласно которому обеспечение подготовки решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, пояснительной записки к проекту, отнесено к полномочиям министерства. Требования о подготовке решения преждевременны. Так как согласно дорожной карте от ДД.ММ.ГГГГ издание нормативно правового акта об установлении охранных зон планируется на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей административного истца, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Отношения в области охраны окружающей среды урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также - Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ), Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), другими законами и нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ определено, что памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (подпункт «д» пункта 2 статьи 2); памятники природы могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 2); для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны (пункт 10 статьи 2); решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт «б» пункта 11 статьи 2); обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении (п.п. 2 и 3 ст. 26).
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-Ф, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами (статья 52 того же Закона).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ.
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 (далее - Правила создания охранных зон).
Названные Правила создания охранных зон определяют высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченное на принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения и об установлении их границ (пункт 19); процедуру принятия (пункты 21 - 25).
Так согласно пунктам 21, 23, 25, 27 Правил создания охранных зон высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование: органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования); Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности); Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории); Министерству обороны Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"); территориальному органу Федерального агентства по недропользованию; территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов; территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства; территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.
При согласовании проекта решения органами государственной власти, указанными в пункте 23 настоящих Правил, и органом местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.
Информация об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения размещается соответствующими органами государственной власти или учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками и памятниками природы регионального значения, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 года.
Исходя из вышеприведенных норм, в системе действующего правового регулирования предусмотрена обязанность по установлению охранных зон в отношении особо охраняемых памятников природы регионального значения, включающих поэтапную деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, результатом которого служит принятие решения о создании охранных зон памятников природы регионального значения, подлежащего утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Ульяновской области отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях сохранения природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды регулируются Законом Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категории особо охраняемых природных территориях местного значения в Ульяновской области» (далее - Закон Ульяновской области № 127-ЗО).
В соответствии с данным законом Правительство Ульяновской области своим постановлением от 08.10.2021 № 484-П утвердило Положение о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации (далее - постановление Правительства Ульяновской области от 08.10.2021 № 484-П).
Полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды наделено Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «О Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области № 7 от 18.03.2011 утверждены Положения о памятниках природы регионального значения «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк». Из указанных Положений усматривается, что охранная зона у данных памятников природы не установлена.
10.04.2023 Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области было внесено представление об устранении нарушений закона при создании особо охраняемых природный территорий.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 15.05.2023 на данное представление следует, что при создании указанных в представлении особо охраняемых природных территорий отсутствовала необходимость создания охранной зоны; возможные неблагоприятные воздействия на существующие особо охраняемые природные территории были учтены при их создании; площадь существующей ООПТ является достаточной для предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия.
Вместе с тем, как установлено судом, 02.04.2024 Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области Губернатору Ульяновской области было внесено предложение о рассмотрении возможности выделения дополнительного финансирования из областного бюджета Ульяновской области для проведения инвентаризации территорий для установления охранных зон 124 особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе в отношении памятников природы «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк».
В соответствии с Уставом Ульяновской области Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом Ульяновской области. Губернатор Ульяновской области является высшим должностным лицом Ульяновской области и входит в систему исполнительных органов Ульяновской области. Правительство Ульяновской области в пределах своих полномочий: участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом, законами Ульяновской области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции принимает меры, способствующие достижению национальных целей и решению стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации (статьи 7, 19, 25).
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Ульяновской области - Губернатора Ульяновской области о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения относится к компетенции Правительства Ульяновской области.
Из материалов дела следует и подтверждается представленным административным ответчиком отзывом, что на дату рассмотрения дела Правительством Ульяновской области проект решения Губернатора Ульяновской области о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк» не подготовлен.
Довод административного ответчика – Правительства Ульяновской области о том, что указанные полномочия в соответствии с разработанным проектом о внесении изменений в Положение о Министерстве планируется передать Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд находит несостоятельным, поскольку указанный нормативный документ в установленном законом порядке еще не принят. Довод о преждевременности заявленных требований судом также отклоняется, поскольку действующим законодательством предусмотрена императивная обязанность уполномоченных органов по установлению охранных зон памятников природы в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на них, тогда как длительное неисполнение уполномоченными государственными органами установленной законом обязанности способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории, а также ограничивает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание вышеизложенное, следует признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области по созданию охранных зон памятников природы регионального значения «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк» и обязать данного административного ответчика подготовить соответствующий проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – Губернатора Ульяновской области о создании охранных зон вышеуказанных памятников природы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд, независимо от того содержаться ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенными публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 ст.227 КАС РФ, часть 2 ст. 201 АПК РФ).
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенным публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Суд с учетом предусмотренного законом комплекса необходимых мероприятий по созданию охранных зон работ считает возможным установить Правительству Ульяновской области срок исполнения мероприятий - в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу, удовлетворив требования административного истца в этой части.
Ввиду того, что предусмотренная законом обязанность Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по направлению в ЕГРН сведений о границах охранных зон памятников природы памятников «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк» для внесения в Единый государственный реестр недвижимости может иметь место только при наличии соответствующего решения Губернатора Ульяновской области о создании охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий, суд полагает, что в данный момент отсутствуют какие-либо нарушения требований закона со стороны указанного административного ответчика, соответственно, требование административного истца о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области направить в филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области сведения о границах охранных зон вышеуказанных памятников природы удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области по созданию охранных зон памятников природы регионального значения «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк», об установлении их границ и утверждении положений о них.
Обязать Правительство Ульяновской области разработать проект решения Губернатора Ульяновской области о создании охранных зон памятников природы регионального значения «Реликтовые растения», «Родник Гремячий ключ», «Родник Святой Николай», «Останец с выходом коньякских пород», «Языковский парк», об установлении их границ и утверждении положения о них в течение 18 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобина
Решение в окончательной форме
принято 08.05.2024