Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-572/2022 ~ М-182/2022 от 16.02.2022

2-572/2022                           УИД 25RS0035-01-2022-000529-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года                     г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,

при секретаре судебного заседания Скобельциной Т.В.,

с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора Горбатенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Большой Камень Приморского края и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №8 городского округа Большой Камень о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Большекаменский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Большой Камень Приморского края и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №3 городского округа Большой Камень о возложении обязанности, указав, что МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: Приморский край, г.Большой Камень, ул.Прибрежная, д.34. В соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 вышеуказанный объект был отнесен к третьей категории опасности. В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой 24.01.2022 года, установлено, что в МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень в здании, расположенном по адресу: ул.Прибрежная, д.34, г.Большой Камень, не обеспечены следующие требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренные п. 30 Требований – не дооборудована система видеонаблюдения с учетом, что количество устанавливаемых камер и места их размещения будут обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории). Проверки соблюдения требований антитеррористического законодательства проводились межрайонной прокуратурой в 2021 и 2020 гг. По результатам их проведения директору МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень вносились представления об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности, которые по результатам рассмотрения признаны обоснованными. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих лиц, в том числе несовершеннолетних, учебное заведение лиц, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также ущерба имуществу муниципального образования. Просит суд обязать администрацию городского округа Большой Камень Приморского края в срок в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень; обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №8 городского округа Большой Камень в срок в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда дооборудовать в здании, расположенном по адресу: Приморский край, г.Большой Камень, ул.Прибрежная, д.34, систему видеонаблюдения с учётом, что количество устанавливаемых камер и места их размещения будут обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории).

Помощник Большекаменского межрайонного прокурора Горбатенко А.В. в судебном заседании на иске настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации городского округа Большой Камень Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в направленном в суд отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении иска к администрации отказать, поскольку МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень уже заключило контракт на поставку и установку системы видеонаблюдения за счёт имеемых в его распоряжении денежных средств.

Представитель МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень Вахрушина Н.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, уточнив, что 03.03.2022 заключён контракт на поставку и установку системы видеонаблюдения в срок до 30.04.2022.

Выслушав представителя межрайонного прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В п.1 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ратифицированной постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. №1559-I) указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В силу п.3 ст.3 указанной Конвенции государства - участники, в том числе Российская Федерация, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения, а также компетентного надзора.

В соответствии со статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.

Основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму») являются в том числе следующие:

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п.3 ФЗ РФ №35-ФЗ террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Частями 2,3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. В свою очередь органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ч.3.1 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии п.п.2, 15 ч.3 и п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из содержания п.п.8 и 9 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

В силу ч.2 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Начиная с октября 2017 года к объектам (территориям), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, применялись требования к антитеррористической защищенности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235. Данные требования утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 №1421.

Во исполнение требований п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены соответствующие требования (далее - Требования антитеррористической защищенности № 1006).

Учитывая, что вышеуказанный нормативно правовой акт вступил в силу с 17.08.2019 года, то с указанного времени подлежат обязательному выполнению Требования антитеррористической защищенности № 1006.

Так, согласно п. 17 Требований антитеррористической защищенности № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В соответствии с п.п.18, 19, 20 Требований антитеррористической защищенности №1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории), а также воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно п. 30 Требований антитеррористической защищенности № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В судебном заседании установлено, что МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: Приморский край, г.Большой Камень, ул.Прибрежная, д.34.

В соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 вышеуказанный объект был отнесен к третьей категории опасности.

Из предоставленных суду материалов также следует, что в МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень в здании, расположенном по адресу: Приморский край, г.Большой Камень, ул.Прибрежная, д.34, не обеспечены следующие требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренные п.30 Требований – не дооборудована система видеонаблюдения с учетом, что количество устанавливаемых камер и места их размещения будут обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории).

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района.

В соответствии с пп.7, 11 ч.1 ст.15 ФЗ РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Также согласно с п.4 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п.п.1 ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень является администрация городского округа Большой Камень.

Таким образом, обязанность по финансированию расходов на приведение антитеррористической защищенности учебного заведения требованиям законодательства возложена на администрацию городского округа Большой Камень.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании установлено, что 03.03.2022 МБОУ СОШ №8 городского округа Большой Камень уже заключило контракт на поставку и установку системы видеонаблюдения за счёт имеемых в его распоряжении денежных средств, решение суда в данной части исполнению не подлежит.

С учётом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 173, 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ №8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░░░░ ░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░, ░.34, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 25.03.2022.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░░

2-572/2022 ~ М-182/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Большекаменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ № 8 городского округа Большой Камень
Администрация городского округа Большой Камень Приморского края
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Косцюкевич Елена Александровна
Дело на сайте суда
shkotovsky--prm.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2022Передача материалов судье
21.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее