04RS0021-01-2023-002822-38
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО4, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3072/2023 по исковому заявлению Вахрушевой И.Н. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, Администрации г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" о возложении обязанности предоставить жилое помещение в первоочередном порядке
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Вахрушева И.Н. просит обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, Администрацию г. Улан-Удэ предоставить квартиру в первоочередном порядке на основании Федерального закона №185-ФЗ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований указано, что дом по ... признан аварийным, непригодным для проживания с 2018 г., о чем Администрацией составлен акт. Было установлено, что имеется обрушение штукатурного слоя, по потолку трещины, раскол плиты, электрическая энергия периодически отключается, при топке печи дым идет в квартиру, треснула балка на потолке, повреждена крыша, угроза обрушения дома. В настоящее время проживает в маневренной комнате, предоставленной Администрацией города в стесненных жизненных условиях с дочерью инвалидом, является пенсионером, ветераном труда.
В судебном заседании истец Вахрушева И.Н. заявленные требования поддержала по указанным в иске доводам, пояснила, что ответчики должны выделить ей и ее семье благоустроенную квартиру, поскольку у нее дочь, является инвалидом ... группы бессрочно, проживают в комнате маневренного жилищного фонда, общей площадью 24 кв.м., при этом с ними проживает внук. Просит обеспечить ее благоустроенным жилым помещением, т.к. дом признан аварийным и непригодным для проживания. На учетах по категории «малоимущие» она не состоит, дочь и внук являются собственниками спорного помещения и состоят на учетах по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания», «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов».
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Базаров Б.Н. в судебном заседании возражал против доводов искового заявления, суду пояснил, что с 2019 г. на территории Республики Бурятия реализуется республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 01.01.2017 г., утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 №170. Данная Программа действует в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищного коммунального хозяйства». Согласно ст. 2 Закона №185-ФЗ под аварийным жилищным фондом определена совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации г. Улан-Удэ, многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу решением №591-р от 13.08.2018 г. (после 01.01.2017 г.). В настоящее время переселить жителей данного многоквартирного дома в рамках действующей Программы не представляется возможным, в связи с поздней датой признания дома аварийным. Правительством Республики Бурятия принято решение об ускоренной реализации действующей Программы, расселение аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2017 г. будет выполнено до конца 2023 г. С 2024 года планируется начало реализации мероприятий по переселению аварийных домов признанных таковыми в период с 01.01.2017 г. до 01.01.2022 г. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать к Министерству, как к ненадлежащему ответчику.
Представители Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представителем по доверенности Манзаракшеевой Г.Ю. суду представлены письменные возражения, согласно которым очередность расселения в рамках Закона №185-ФЗ зависит от критериев, установленных нормами данного закона и применительно к многоквартирному дому, признанному аварийным до 1 января 2017 года. Согласно заключению межведомственной комиссией Администрации г. Улан-Удэ на 01.08.2018 №22 и распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 13.08.2018 №591-р спорный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу только в 2018 году, то есть после 1 января 2017 года, следовательно, не подлежит расселению в соответствии с Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 №170. Согласно правовой позиции, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 29.04.2014, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. При этом согласно пункту 3.1 статьи 95 ЖК РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания. На основании заявления Вахрушевой И.Н., ей и членам ее семьи Вахрушевой К.С., ФИО3, ФИО9 предоставлено жилое помещение маневренного фонда г. Улан-Удэ площадью 24,8 кв.м., до предоставления им жилого помещения. 09.09.2021 г. между Администрацией Советского района г. Улан-Удэ и Вахрушевой К.С. в лице законного представителя Вахрушевой И.Н. заключен соответствующий договор найма жилого помещения маневренного фонда. Просит отказать истцу в заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ по доверенности Никитина В.П. в судебном заседании также возражала против заявленных требований, суду представлены письменные возражения, согласно которым, заключением Межведомственной комиссии г. Улан-Удэ от 01.08.2018 №22 на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 13.08.2018 №591-Р многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жильцом дома установлен до 2028 года. В настоящее время на территории Республики Бурятия и г. Улан-Удэ переселение осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ, в указанную Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 года, которые расселяются в порядке очередности, исходя из даты признания их аварийными. Многоквартирный дом ... не включен в указанную программу в связи с тем, что признан аварийным после установленной даты. Органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом и спорного жилого помещения для муниципальных нужд до настоящего времени не принято. В соответствии с п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ, истец и члены ее семьи обеспечены жилым помещением маневренного фонда. Истец на учете «в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма», на учете «малоимущие» не состоит. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определением суда от 07.09.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечены МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ.
В судебном заседании представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Челмодеева М.Э. возражала против заявленных требований, поддержав доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ. Суду пояснила, что срок расселения спорного жилого дома установлен до 2028 года, в судебном порядке установленный срок не оспорен, поскольку срок, указанный в требовании не истек, отсутствуют правовые основания для проведения процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, расположенных в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, для муниципальных нужд. В соответствии с положениями ст. 49 Жилищного кодекса РФ из муниципального жилищного фонда жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Иных оснований для предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда жилищное законодательство не содержит. Из дела следует, что истец на учетах в качестве малоимущей, в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоит. Доказательств тому, что имеется фактическая угроза, не представлено. Кроме этого, с истцом заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, в котором она проживает в настоящее время. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определением суда от 07.09.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вахрушева К.С., ФИО3 в лице законного представителя - Вахрушевой К.С.
Третьи лица Вахрушева К.С., ФИО3 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, из письменных пояснений Вахрушевой К.С. следует, что полностью поддерживает требования Вахрушевой И.Н., поскольку дом по адресу: ... признан аварийным в 2018 г. Просит учесть, что имеет инвалидность с детства, хроническое заболевание, имеет право на первоочередное расселение и дополнительную площадь. Состоит на учете в качестве нуждающейся в жилье, имеет педагогическое образование.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что ФИО3, Вахрушева К.С. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ..., общей площадью 27,7 кв.м. на праве общей долевой собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.08.2023 г.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она является членом семьи собственников ..., Вахрушева К.С. приходится ей дочерью, ФИО3 ее несовершеннолетним внуком.
На основании заключения №22 от 01.08.2018 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, Межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 29.10.2015 г. №1593-р, многоквартирный ..., расположенный по ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно выводам строительно-технического экспертного заключения №037, проведенного ООО «Динамо-Эксперт» следует, что физический износ жилого дома, расположенного по адресу: ... составляет 81,05 %. Жилой дом соответствует категории аварийного состояния и характеризуется высокой степенью износа его конструкций. Дом находится в аварийном состоянии, исчерпал свой нормативный срок службы. Следовательно, дом подлежит сносу и не пригоден для проживания и создает угрозу безопасности, здоровью граждан.
В соответствии с Распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 13.08.2018 г. №591-р многоквартирный жилой дом ... расположенный по ..., был признан аварийным и подлежащим сносу. В п. 2 указанного распоряжения закреплено о необходимости расселения жильцов аварийного дома до конца 2023 года.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ №814-р от 03.07.2019 г. внесены изменения и дополнения в отдельные правовые акты Администрации г. Улан-Удэ, а именно в распоряжении №591-р от 13.08.2018 г. в пункте 2 «цифра 2023» заменена на цифру «2028».
В адрес Вахрушевой К.С., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование руководителя администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ об осуществлении сноса жилого помещения, расположенного по адресу: ... течение 60 месяцев со дня получения настоящего требования. Требование направлено в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд, истец основывает свои требования на положениях Федерального закона №185, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Из преамбулы Региональной программы усматривается, что она принята в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством Республики Бурятия было принято Постановление от 05.04.2019 №170 «Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019-2024 годов».
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Объектом рассмотрения Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно Приложению №2 к Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия на период 2019-2024 годов, в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г., многоквартирный ..., не включен.
По делу установлено, что спорный дом в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2017 года не признавался, был признан таковым 13.08.2018 г.
Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, при этом, в силу пункта 2.2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в последующем, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пп. "и" п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления жилого помещения в случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Следовательно, жилое помещение может быть предоставлено гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, признанных малоимущими.
Из ответа Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.08.2023 г. следует, что истец Вахрушева И.Н. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ не состоит.
Из ответа Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 11.09.2023 г. следует, что ФИО3, Вахрушева К.С. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Железнодорожного района с 24.12.2018 г. по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания». Номер очереди на 11.09.2023 – 4686, Вахрушева К.С. также по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» с 05.12.2018 г., номер очереди – 4683.
Дочь истца ФИО9 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «улучшение жилищных условий» с 29.11.1989 г. с составом семьи 3 человека: ФИО9, мать Вахрушева И.Н., сестра Вахрушева К.С., номер очереди 634 по состоянию на 14.12.2022 г.
Установленный распоряжением администрации г. Улан-Удэ от 03.07.2019 года № 814-р срок расселения жилого дома по адресу: ... не наступил, мероприятия по обеспечению жилищных прав истца в связи с признанием жилого дома аварийным не осуществлялись, решение об изъятии земельного участка под жилым домом, об изъятии жилого помещения истца не принималось.
Доводы истца на невозможность проживания в жилом помещении ввиду инвалидности ее дочери, наличие на иждивении внука, педагогического образования у дочери, не могут быть приняты во внимание.
Наличие угрозы жизни и здоровью проживающих в доме граждан влечет необходимость проведения мероприятий по незамедлительному расселению, вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, не включенного в региональную адресную программу по расселению аварийного жилого фонда, избранным ею способом.
С требованиями о признании незаконными в части установленных сроков расселения жильцов аварийного дома, исходя из угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц, истец не обращался, доказательств обратному суду не представлено, а право требования выкупной стоимости аварийного жилого помещения возникает у собственника такого жилого помещения.
Кроме этого, судом установлено, что распоряжением Администрации г. Улан-Удэ №758-р от 06.09.2021 г. на основании заявления Вахрушевой И.Н., ей и членам ее семьи Вахрушевой К.С., ФИО3, ФИО9 предоставлено жилое помещение маневренного фонда г. Улан-Удэ по адресу: ... жилой площадью 24,8 кв.м., до предоставления им жилого помещения.
09.09.2021 г. между Администрацией Советского района г. Улан-Удэ (наймодатель) Вахрушевой К.С. в лице законного представителя Вахрушевой И.Н. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда ..., по условиям которого, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение маневренного фонда, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, жилой площадью 24,8 кв.м. по адресу: ... для временного проживания в нем. Указанное жилое помещение предоставляется собственникам и членам семьи собственников жилого помещения по адресу: ... до расселения аварийного дома.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеуказанных норм закона, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Вахрушевой И.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вахрушевой И.Н. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415), Правительству Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361), Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192), МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 10203003983340) о возложении обязанности предоставить жилое помещение в первоочередном порядке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева