№
УИД 22RS0№-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 г. ....
Центральный районный суд .... ФИО1 края в составе
председательствующего ФИО3
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защите населения по ....» о признании решения незаконным, возобновлении выплат.
В обоснование заявленных требований указывает, что он является инвалидом второй группы вследствие военной травмы, полученной при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, на протяжении длительного времени получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную денежную компенсацию в соответствии с Законом РФ ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляемые в соответствии с ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и финансирования расходов на предоставление компенсации и других выплат гражданам, подвергшимся радиации», что подтверждается удостоверением инвалида о праве на льготы серия Б № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежегодной компенсации за вред здоровью за 2020 год. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя. Истцом был представлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: ....112.
ДД.ММ.ГГГГ данная выплата была истцу назначена, однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная денежная компенсация пострадавшим от радиации прекращена, по причине отсутствия регистрации по месту жительства.
Считает решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» незаконным и необоснованным. Место постоянного проживания определяется на основании отметки о регистрации по месту жительства в паспорте. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ.
На основании изложенного истец просит признать незаконным решение КГКУ «Управления социальной защиты населения по ....» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации пострадавшим от радиации, а также возобновить выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 настаивал на исковых требованиях в полном объеме, дополнительно пояснял, что выплата спорных компенсаций ему производилась с 1996 по 2020, на протяжении всего времени истец проживал на территории ...., в настоящее время проживает в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, без регистрации, однако отсутствие регистрации не может обуславливать получение льгот и компенсаций.
Представитель ответчика КГКУ «Управления социальной защиты населения по ....» в суде возражала против иска, указывая, что спорные выплаты в силу прямого указания в законе выплачиваются по месту жительства гражданина, которое определяется местом его регистрации; а поскольку истец не имеет места регистрации, то выплата ему была прекращена.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон РФ №).
Согласно ст. 3 Закона РФ № гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям.
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами (ст. 4 Закона РФ №).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ №, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст. 14 Закона РФ № гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются, в том числе, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
В силу ст. 39 Закона РФ №, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца.
В соответствии с пунктами 2 – 4 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, для получения компенсации гражданин (далее - получатель компенсации) подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление. К заявлению прилагаются, в том числе: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи получателем компенсации заявления запрашивает в Министерстве внутренних дел Российской Федерации подтверждение сведений, указанных получателем компенсации в заявлении в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил. По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке. Порядок выплаты компенсации ее получателю устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 – 6 Правил предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, данные правила регулируют в том числе выплату ежегодной и единовременной компенсации за вред здоровью, предусмотренные статьей 39 Закона, инвалидам из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона.
Для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке. Порядок выплаты компенсации ее получателю устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ФИО1 крае выплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляются в соответствии с ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и финансирования расходов на предоставление компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации».
В соответствии с пунктам 2 ФИО1 края назначение компенсаций и других выплат осуществляют краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам (далее - "управления социальной защиты населения") в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Перечни документов, необходимых для назначения компенсаций и других выплат, и условия их предоставления гражданам, подвергшимся воздействию радиации, установлены вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.
За назначением компенсации лицо, имеющее право на ее получение, или его представитель обращается по выбору в управление социальной защиты населения по месту жительства заявителя либо в МФЦ.
Основанием для отказа в назначении компенсации (другой выплаты) является отсутствие у заявителя права на компенсацию (другую выплату).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, производится через Министерство социальной защиты ФИО1 края (Минсоцзащита ФИО1 края) (п.12 ФИО1).
Судом установлено, что ФИО2 относится к категории лиц, имеющих право на компенсации льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как гражданин, перенесший лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставший инвалидом, что подтверждается соответствующим удостоверением и справкой МСЭ №, согласно которой инвалидность установлена бессрочно.
Распоряжением органа социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в соответствии с вышеприведенными нормами Закона РФ № назначена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
Как следует из материалов выплатного дела истца, данный вид компенсации выплачивался ФИО2 ежегодно непрерывно до 2020 года.
Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации прекращена с ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что получатель не зарегистрирован по месту жительства.
Кроме этого, распоряжением органа социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена ежегодная компенсации за вред здоровью, которая также выплачивалась ежегодно до 2020 года.
Решением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена выплата ежегодной компенсации за вред здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № данная выплата прекращена по причине отсутствия у получателя регистрации по месту жительства.
Оценивая основания прекращения выплаты рассматриваемых двух компенсаций, суд учитывает следующее.
Из обстоятельств дела следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: ..... Решением Индустриального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ был признан утратившим право пользования указанным жилым помещением.
В настоящее время проживает в квартире по адресу: ...., которая принадлежит ему на праве общей долевой собственности (1/2 доля), что подтверждается сведениями ЕГРН. Право собственности зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца следует, что в настоящее время он проживает в принадлежащей ему квартире по вышеуказанному адресу, однако не имеет места регистрации, что, по мнению истца, не является основанием для прекращения предоставления ему льгот и компенсации, предусмотренных законом.
Как следует из вышеприведенных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок назначения и выплаты компенсации за продовольственные товары и ежегодной компенсации за вред здоровью, их выплата производится по месту жительства гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свобод передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:
местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и в которых он зарегистрирован по месту жительства;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам ответчика, Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и финансирования расходов на предоставление компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации», право на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, связывают не с фактом регистрации по месту жительства гражданина, имеющего соответствующий статус, а с его постоянным проживанием (местом жительства) на данной территории.
Утратив факт регистрации по предыдущему месту жительства, ФИО2 не утратил статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, что не оспаривалось ответчиком в суде. Соответственно он не может быть лишен права на получение компенсаций, предоставляемых ему на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец с 2013 года действительно изменил место проживания, но в пределах одного населенного пункта - ..... Проживание в квартире по .... основано на праве собственности. Отсутствие регистрации по месту жительства не может являться основанием для прекращения получения компенсаций, гарантированных законом, выплата которых производилась истцу в течение длительного времени – с 1994 года, учитывая, что истец не утратил статус лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованным исковые требования о признании незаконным решения органа социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации на приобретением продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Учитывая, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, суд возлагает на ответчика обязанность возобновить выплату указанной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд возлагает на ответчика обязанность возобновить выплату ежегодной компенсации за вред здоровью, прекращенную распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Возложить обязанность на КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» возобновить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ФИО2 компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ФИО8
ФИО8
ФИО8
ФИО8