Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-469/2023 ~ М-276/2023 от 22.03.2023

Дело № 2-469/2023

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием помощника прокурора Нытвенского района Бурлакова О.В.,

соистца Кусковой Т.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах Кусковой Тамары Павловны, к МО Нытвенский городской округ о представлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района в интересах Кусковой Т.П. обратился в суд с иском к МО Нытвенский городской округ, с учетом уточнения требований, о возложении обязанности предоставить взамен непригодного для проживания жилого помещения во внеочередном порядке Кусковой Т.П. в границах г.Нытва по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное, соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,8 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Бурлаков О.В. на исковых требованиях настаивает, дал пояснения, соответствующие исковому заявлению, уточнив их в части площади жилого помещения, просит возложить на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 27,8 кв.м.

Соистец Кускова Т.П. исковые требования прокурора поддерживает, пояснила, что получает минимальную зарплату, приобрести жилье не имеет возможности, ей предлагали временное жилье, но ей надо постоянное, сейчас живет у племянницы в частном доме.

Представитель ответчика - администрации Нытвенского городского округа прости рассмотреть дело без его участия, представил возражения, просить установить срок исполнения решения – до 01.11.2024.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

При этом, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, которые могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и т.д.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно п.34 данного Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Как предусмотрено пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения. Согласно этому пункту по результатам работы комиссия может принять решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Из п.49 Положения следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п.1 ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Так, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., указано: если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03.11.2009 N 1368-О-О, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, Кускова Т.П. является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 27,5 кв.м. (л.д. 41-44, 56). Согласно дополнительному соглашению от 23.11.2016, в договор внесены изменения в части, касающейся общей площади жилого помещения – с 27,5 кв.м. площадь изменена на 27,864,0 кв.м.

Кускова Т.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>4 с 03.09.1996(л.д. 14-15).

Из справки Управления ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа от 13.04.2023 следует, что Кускова Т.П. состоит во внеочередной очереди для получения жилого помещения по договору социального найма под № 13.

Распоряжением администрации Нытвенского городского поселения от 16.10.2014 № 164 жилые помещения по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания (л.д. 21). Постановлением администрации НГП от 21.04.2015 № 159 указано принять на учет с правом на внеочередное получение жилого помещения, представляемого по договору социального найма, семью Кусковой Т.П., зарегистрированную по адресу: <адрес>4 (л.д. 22).

Справкой 21 ОНДиПР по Нытвенскому и Оханскому городским округам от 06.02.2023 подтверждается, что 07.03.2012 произошел поджар в МКД по адресу: <адрес>, в результате пожара поврежден МКД, имущество (л.д. 20)

В рамках прокурорской проверки в отношении администрации Нытвенского городского округа в администрацию НГО внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в ответе на представление указано, что семья Кусковой Т.Н. находится в очереди под № 13. В ходе проверки 06.02.2023 помощником прокурора проведен осмотр МКД по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что дом фактически разрушен, заброшен, кровля отсутствует, доступ в дом свободный (л.д. 10-13, 16-19, 24-40, 54-5-60).

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведениями ФНС, сообщением ОМВД по НГО подтверждается, что у Кусковой Т.П. в собственности жилых помещений не имеется, транспортные средства за ней не зарегистрированы, доход ее за 2022 составляют 39 189-10 руб. (л.д. 45-49).

Таким образом, судом установлено, что Кусковой Т.П. является нанимателем по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>4, которое признано непригодным для проживания. Фактически в указанном жилом помещении не проживает. Из акта осмотра с фототаблицей следует, что жилой дом разрушен, крыша, рамы в окнах отсутствуют, дом заброшен. Истец вынуждена проживать у родственников, поскольку возможности снимать жилое помещение или приобрести жилое помещение в собственность не имеет. Другого жилого помещения, пригодного для проживания, истец не имеет. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, при этом жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. До настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания истцу не предоставлено.

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. В связи с чем в силу положений ст. 86 - 89 ЖК РФ Кусковой Т.П. должно быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное занимаемому.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При установлении срока представления жилого помещения суд учитывает пояснения истца о том, что в настоящее время она проживает у родственников, возражения ответчика о том, что в настоящее время в Нытве запланировано строительство МКД, срок окончания строительства – 01.11.2024, и устанавливает срок исполнения решения – до 01.11.2024.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями части 1 ст.56, ст.ст.59,60,67,196 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Муниципальное образование Нытвенский городской округ предоставить Кусковой Тамаре Павловне ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина , во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 27,8 кв.м., расположенное на территории Нытвенского городского округа, благоустроенное применительно к условиям Нытвенского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, взамен занимаемого жилья по адресу: <адрес>4, в срок до 01.11.2024.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова

2-469/2023 ~ М-276/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кускова Тамара Павловна
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Муниципальное образование "Нытвенский городской округ" в лице администрации Нытвенского городского округа
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Волкова Л.В.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.05.2023Предварительное судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее