КОПИЯ УИД: 66RS0009-01-2022-002333-90
Дело № 2-50/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2023 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Свининой О.В.,
при секретаре судебного заседания Ежовой Е.В.,
с участием ответчика Абдуллаева Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Абдуллаеву Гиям Р. О. о возмещении ущерба причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия в порядке регресса,
УСТАНОВИЛ:
СПАО «Ингосстрах» обратилось в суд с иском к Абдуллаеву Г.Р.о., в котором просит взыскать ущерб в порядке регресса в сумме 92 300 рублей, судебные расходы в размере 3 500 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 28.01.2020 имело место дорожно-транспортное происшествие (далее по тексту - ДТП), в результате которого транспортному средству Хэндэ Солярис, государственный регистрационный знак Е975ВА196 причинены механические повреждения. Согласно извещению о ДТП, водитель транспортного средства ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, собственником которого является Абдуллаев Г.Р., нарушил Правила дорожного движения РФ, что привело к дорожно-транспортному происшествию. На момент ДТП гражданская ответственность водителя (виновника) не была застрахована по договору с СПАО «Ингосстрах». Во исполнение условий договора страхования ОСАГО истец выплатил страховое возмещение в общей сумме 92 300 рублей. Ссылаясь на п.п. «к» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», истец просит взыскать указанную сумму в порядке регресса.
Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 16.08.2022 гражданское дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил.
Определением суда от 17.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Умаров С.С. и Умаров С.С.
Определением суда от 22.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Башатова А.Н..
Определением суда от 11.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО ГСК «Югория».
Определением суда от 02.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ МВД России «Нижнетагильское».
В судебное заседание представитель истца СПАО «Ингосстрах» не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещались надлежащим образом. В материалах дела содержится заявление представителя истца, который просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, руководствуясь представленными доказательствами.
Ответчик Абдуллаев Г.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в спорный период транспортное средство в качестве такси не использовалось.
Третьи лица Умаров С.С., Умаров С.С., Башатова А.Н., а также представители третьи лиц АО ГСК «Югория», МУ МВД России «Нижнетагильское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом.
Огласив исковое заявление, заслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет пределы ответственности лица, виновного в причинении ущерба. Так, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основаниями гражданско-правовой ответственности за причинение убытков является совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вина причинителя вреда и размер убытков. Обязанность доказывания наличия данных обстоятельств согласно положениям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на истца.
Отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении данного рода требований.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В силу пункта 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Судом установлено, что 28.01.2020 по вине водителя автомобиля ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, Умарова С.С., нарушившего ПДД РФ, произошло ДТП, в результате которого был поврежден автомобиль Хэндэ Солярис, государственный регистрационный знак Е975ВА196, принадлежащий Бахметьевой А.В..
Вина в ДТП и фактические обстоятельства происшествия причинителем вреда Абдуллаевым Г.Р. не оспариваются.
Калькуляцией №078/20-48-000204-1 от 30.06.2020 определена стоимость восстановительного ремонта транспортного средства Хэндэ Солярис, государственный регистрационный знак Е975ВА196, в размере 92 300 рублей (л. д. 15-16).
Признав данное ДТП страховым случаем, АО «ГСК «Югория» выплатило потерпевшему страховое возмещение в размере 92 300 рублей (л.д. 17).
Таким образом, страховщик АО «ГСК «Югория» перед потерпевшим исполнил свои обязательства по договору обязательного страхования (ОСАГО).
На основании п. 7 ст. 14.1 Закона об ОСАГО страховщик СПАО «Ингосстрах» перечислило АО «ГСК «Югория» 92 300 рублей (л. д. 17- оборот).
Согласно заявлению о заключении договора ОСАГО Умаров С.С. указал в качестве цели использования транспортного средства - личная (л. д. 10-11).
Вместе с тем, на момент страхования транспортного средства согласно сведениям с сайта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области на транспортное средство ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, выдано разрешение на пассажирские перевозки, использование в качестве такси на период с 21.05.2019 до 20.05.2020, что не оспаривалось ответчиком.
При таких обстоятельствах ответчик при заключении договора ОСАГО достоверно знал о наличии лицензии на перевозки в качестве такси, и скрыл эту информацию от страховщика.
В силу подпункта «к» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действовавшей на момент ДТП) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Согласно представленной в материалы дела копии заявления, составленного Умаровым С.С. 01.11.2019, о заключении договора ОСАГО со страховщиком СПАО «Ингосстрах», страхователем заявлено об использовании автомобиля в личных целях (л. д. 10-11).
Вместе с тем, в судебном заседании ответчиком Абдуллаевым Г.Р. и третьими лицами Умаровым С.С. и Умаровым С.С. указано, что фактически транспортное средство ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, в указанный период находилось в пользовании последних, которые и были допущены до управления данного транспортного средства. При этом, Умаров С.С. пояснил, что при заключении договора ОСАГО он указал на использование транспортного средства в личных целях, о наличии лицензии на перевозку пассажиров на данное транспортное средство ему не было ничего известно.
Согласно заявлению и страховому полису, базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категории «D» для использования транспортных средств данной категории на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров – 7 399 рублей, и Умаровым С.С. была уплачена страховая премия в 2 246 рублей.
011.11.2019 на основании заявления Умарова С.С., поданного в электронной форме, заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с СПАО «Ингосстрах», по которому была застрахована гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению транспортным средством ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, на период с 12.11.2019 по 11.11.2019.
Довод истца о выдаче разрешения на использование названного автомобиля ответчика в качестве такси ответчик не оспаривал.
Согласно выписке с официального сайта Министерства транспорта Свердловской области, в Реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, еще 26.10.2018 на автомобиль ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196, действует лицензия на использование его на автобусных регулярных перевозках в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров на период с 21.05.2019 по 20.05.2020.
Вместе с тем, факт получения лицензия на использование его на автобусных регулярных перевозках в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров сам по себе не является достаточным для возникновения у страховщика права регресса.
В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены относимые и допустимые доказательства фактического использования спорного транспортного средства для автобусных регулярных перевозках в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в момент ДТП, обстоятельств, объективно свидетельствующих об осуществлении ответчиком деятельности в качестве водителя в момент совершения ДТП судом не установлено.
Из материалов дела, пояснений Умарова С.С. следует, что данное транспортное средство не использовалось для перевозки пассажиров, ДТП не оформлялось сотрудниками ГИБДД, в момент ДТП в автомобиле находился он и его супруга.
Таким образом, довод искового заявления СПАО «Ингосстрах» о том, что транспортное средство в момент совершения ДТП использовалось для перевозки пассажиров, судом не принимается, поскольку данный довод не подтвержден соответствующими доказательствами.
Достаточных и допустимых доказательств использования в дальнейшем после заключения договора ОСАГО 01.11.2019 указанного транспортного средства для перевозки пассажиров в материалы дела не представлены. Наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на территории Свердловской области на автомобиль ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер А250НК196 не свидетельствует о том, что автомобиль используется для перевозки пассажиров.
Из изложенных обстоятельств следует, что договор ОСАГО не заключался ответчиком Абдуллаевым Г.Р., а был заключен третьим лицом Умаровым С.С., при заключении договора страхования в 01.11.2019 ответчик Абдуллаев Г.Р. не предоставлял страховщику недостоверных сведений о цели использования транспортного средства, автомобиль использовался в личных целях.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования СПАО «Ингосстрах» к Абдуллаеву Г.Р. о взыскании страхового возмещения в порядке регресса, а также расходов по оплате государственной пошлины, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░