Дело № 2-294/2024
23RS0027-01-2024-000311-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Лабинск 01 июля 2024г.
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Подсытник О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татусь Л.В.,
с участием:
представителя истца: заместителя Лабинского межрайонного прокурора Минакова А.В.,
представителей ответчика администрации МО Лабинский район- Ковалевой Е.В.,
представителя третьего лица администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района-Бондаренко Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах Литвин Георгия Михайловича, Литвиновой Раисы Ивановны к администрации муниципального образования Лабинский район о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, и выплате единовременной материальной помощи,
установил:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в Лабинский городской суд в интересах Литвин Георгия Михайловича, Литвиновой Раисы Михайловны к администрации муниципального образования Лабинский район о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, и выплате единовременной материальной помощи.
В обоснование исковых (уточненных) требований указано, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения администрацией муниципального образования Лабинский район мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района и предоставления единовременной материальной помощи или финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района. В результате выпадения большого количества осадков, изменения уровня рек в ст. Владимирской произошло подтопление домов и дворовых территорий жителей Владимирского сельского поселения Лабинского района, в том числе домовладения, расположенное по адресу: Лабинский район, ст. Владимирская, ул. ### в котором проживают Литвин Г.М., Литвинова Р.И.
Только спустя 2 месяца комиссией, действующей на основании постановления ### от <...>, составлено заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования <...>, согласно которому факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, указанных ранее, в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
При этом, комиссией не было учтено то, что при подтоплении домовладения граждан в мае-июне 2023 года было нарушено водоснабжение, требовалась дезинфекция. Также, администрацией муниципального образования <...>, несмотря на имеющиеся заключения, акты, проведение дезинфекции, а также фактическое подтопление домовладения и участка по адресу: <...>, указанное домовладение не включено в зону подтопления, определенную постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район», чем нарушено право граждан на получение выплаты в связи с подтоплением.
Литвин Г.М. и Литвиновой Р.И. в связи с бездействием администрации, не своевременном доведении информации о необходимости подавать заявления на предоставление единовременной материальной помощи, только <...> поданы заявления, в ответ на которые пришли отказы от <...>, в которых указано на отсутствие факта нарушения условий жизнедеятельности. Лабинская межрайонная прокуратура считает, что проведенная дважды дезинфекция источника водоснабжения, свидетельствует о нарушении водоснабжения указанного домовладения, а следовательно о нарушении условий жизнедеятельности проживающих в домовладении Литвин Г.М. и Литвиновой Р.И.
Истец просит: признать заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования Лабинский район в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, отказ администрации муниципального образования Лабинский район – недействительными. Обязать ответчика включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>, утвержденные постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>».
Признать факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факт нарушения условий жизнедеятельности Литвин Г.М. и Литвиновой Р.И., проживающих по адресу: <...>- установленным.
Обязать ответчика включить Литвин Г.М. и Литвинову Р.И., в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Лабинский район, выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании заместитель Лабинского межрайонного прокурора Минаков А.В., поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить, пояснив суду, об обстоятельствах дела, изложенных в исковом заявлении.
Литвин Г.М., Литвинова Р.И. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Литвин Г.М., Литвиновой Р.И.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Лабинский район Ковалева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях /л.д. 65-69/.
Представитель третьего лица - Министерство гражданской обороны и чрезвычайной ситуаций Краснодарского края Близнюк И.Ф. в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого просили отказать в удовлетворения исковых требований в полном объеме, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица /л.д.56-57/.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица - администрации Владимирского сельского поселения <...> Бондаренко Ю.Г. пояснила суду, что в июне 2023 года в <...> произошло подтопление территорий, в том числе, земельного участка по адресу: <...>, ул. <...>, возник вопрос по правильности оформления произошедшего, обратились в Министерство по гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций в <...>, были даны разъяснения, согласно которым должны были составлять заключение только в случае утраты предметов первой необходимости и невозможности проживания в жилом помещении, во всех остальных случаях составлялся акт для понимания сложившейся ситуации в поселении, в данном домовладении и земельного участка был затоплен огород, в колодце была грязная вода, использовать её по назначению не было возможности. Данное домовладение вошло в границы зоны подтопления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Лабинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера(абз.1 ст. 1 Федерального закона от <...> №28-ФЗ «О гражданской обороне»).
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <...> №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно абз.7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от <...> №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от <...> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от <...> № 68-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают, в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона ###-Фз, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения администрацией муниципального образования Лабинский район мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района и предоставления единовременной материальной помощи или финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Лабинского района.
В результате выпадения большого количества осадков, изменения уровня рек в <...> 16-<...> произошло подтопление домов и дворовых территорий жителей Владимирского сельского поселения Лабинского района.
Данные сведения относятся к общеизвестным фактам, поскольку широко освещались посредством сети Интернет и средств массовой информации, в том числе федеральных, в связи с чем, в дополнительном доказывании в соответствии с ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не нуждаются.
В домовладении по адресу: <...>, в котором проживают Литвин Г.М. и Литвинова Р.И., подтопило огород, в колодце была грязная вода.
С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, решением Совета муниципального образования <...> ### от <...> утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> <...>.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на человека; финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Предоставление гражданам единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении при введении режима чрезвычайной ситуации, следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка).
С целью установления фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Владимирского сельского поселения <...> <...>, на основании постановления администрации муниципального образования <...> от <...> ###, создана выездная комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
Комиссией, сформированной администрацией Владимирского сельского поселения <...>, составлен акт обследования придомовой территории и земельного участка, находившихся в зоне подтопления от <...> которым установлено, что воды в доме не было, затопило огород, в колодце вода грязная, по адресу: <...>.
Факт подтопления, нахождения домовладения в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшей на территории муниципального образования <...> подтверждается объяснениями Демяшкиной Г.В., Илькевич Л.А., Бондаренко Ю.Г./л.д.23-25/. Нахождение указанного домовладения в границах зоны чрезвычайной ситуации подтверждается схемой расположения земельных участков, согласно которой домовладение по адресу: <...>, вошло в зону подтопления.
Комиссией, спустя два месяца, составлено заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденное исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования <...>, согласно которому факт нарушения условий жизнедеятельности граждан, указанных ранее, в результате чрезвычайной ситуации, не установлен.
Как следует из подпункта «в» пункта 5 Порядка факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев: нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
<...> Литвин Г.М. и Литвиновой Р.И. подано заявление в администрацию муниципального образования <...> на предоставление единовременной материальной помощи, в ответ на которое был получен отказ от <...>, в связи с тем, что, согласно заключению комиссии от <...>, факт нарушения условий жизнедеятельности, а так же факт утраты имущества первой необходимости, не установлен.
Как установлено судом, жилой дом, в котором проживают Литвин Г.М. и Литвинова Р.И. обеспечивается водой из колодца, находящегося на территории земельного участка, централизованное водоснабжение отсутствует, в связи с чрезвычайной ситуацией отсутствовала питьевая вода надлежащего качества, что отражено в акте обследования земельного участка от <...>.
<...> ООО фирма «Дезинфекция» выполнены работы по дезинфекции по адресу: <...>.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Так, обращение Лабинского межрайонного прокурора с указанным заявлением в интересах истцов не является нарушением, как на это указывал представитель администрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами в силу норм ст. 60 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Материалы дела содержат заявление Литвин Г.М., Литвиновой Р.И., Лабинскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд с иском о защите интересов их семьи и предоставления единовременной выплаты /л.д. 8/.
Администрацией муниципального образования Лабинский район, несмотря на имеющиеся заключения, акты, проведение дезинфекции, а также фактическое подтопление домовладения и земельного участка по адресу: <...>, указанное домовладение не включено в зону подтопления, определенную постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>», чем нарушено право граждан на получение выплаты в результате подтопления, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
уточненное исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах Литвин Георгия Михайловича, Литвиновой Раисы Ивановны к администрации муниципального образования Лабинский район о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным, включении домовладения в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», признании факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушений условий жизнедеятельности, обязании включения в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, и выплате единовременной материальной помощи, – удовлетворить.
Признать факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факт нарушения условий жизнедеятельности в отношении Литвин Георгия Михайловича, Литвиновой Раисы Ивановны, проживающих по адресу: <...>, установленным.
Признать заключение от <...> об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного исполняющим обязанности главы муниципального образования Лабинский район в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации – недействительным, отказы администрации муниципального образования Лабинский район Литвин Георгию Михайловичу, Литвиновой Раисе Ивановне от <...> – незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район включить домовладение по адресу: <...>, в границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Лабинский район, утвержденные постановлением администрации муниципального образования <...> от <...> ### «Об определении границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования <...>».
Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район включить Литвин Георгия Михайловича, <...> года рождения, Литвинову Раису Ивановну, <...> года рождения, в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <...>.
Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Литвин Георгию Михайловичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район выплатить Литвиновой Раисе Ивановне единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 01 июля 2024г.
Судья О.П. Подсытник