№ 5-2279/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Орехово-Зуево ДД.ММ.ГГГГ
Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Поморцев И.Н., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в отношении Сазонова Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> поступившего от мирового судьи судебного участка № 173 Орехово-Зуевского судебного района Московской области с определением о передаче в Орехово-Зуевский городской суд по подведомственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Орехово-Зуевский городской суд от мирового судьи судебного участка № 173 Орехово-Зуевского судебного района Московской области поступил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении Сазонова А.А. о привлечении к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, с определением о направлении в городской суд по подведомственности.
Согласно ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции РФ.
В силу пункта 1 статьи 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает, что рассмотрение дела должно осуществляться не произвольно выбранным, а законно установленным судом, то есть судом, чья компетенция по рассмотрению данного дела определяется на основании закрепленных в законе критериев, которые в нормативной форме (в виде общего правила) заранее предопределяют, в каком суде будет рассмотрено то или иное дело, что позволяет суду, сторонам и другим участникам процесса избежать правовой неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством решения, основанного на дискреции правоприменительного органа или должностного лица (постановления от 16 марта 1998 года N 9-П, от 2 февраля 1999 года N 3-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 6 апреля 2006 года N 3-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 21 апреля 2010 года N 10-П, от 9 июня 2011 года N 12-П, от 20 июля 2012 года N 20-П и др.).
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренном ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу взаимосвязанных положений абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 и ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 <данные изъяты> ст. 29.5 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении водителя Сазонова А.А., который управлял транспортным средством, находясь при этом в состоянии опьянения, был составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в этот же день ему было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, о чем свидетельствует акт <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, также в этот же день Сазонов А.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения – протокол серии <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день ему было проведено медицинское освидетельствование – акт № от ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ инспектором 3 ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении водителя Сазонова А.А. по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8.КоАП РФ.
При этом после вынесения указанного определения каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление сотрудниками 3 ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> не проводилось. Протокол об административном правонарушении был составлен 10.06.2021
Таким образом, вынесение инспектором 3 ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования само по себе не свидетельствует о том, что административное расследование фактически проводилось административным органом и данное дело подлежит рассмотрению в районном суде по месту его нахождения (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ), в связи с чем дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Сазонова А.А. подлежит направлению мировому судье 173 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района Московской области для рассмотрения по территориальной подсудности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 623-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
С учетом изложенного, считаю необходимым настоящее административное дело передать для рассмотрения мировому судье 173 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района Московской области по территориальной подсудности.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП.,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, и другие материалы в отношении Сазонова Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> направить мировому судье 173 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района Московской области для рассмотрения по территориальной подсудности.
Судья И.Н. Поморцев