Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-147/2014 ~ М-159/2014 от 07.10.2014

Дело № 2-147/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2014 года село Ельники Республики Мордовия

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Сабировой Л.Н.,

с участием истца Лариной Н.В.,

представителя истца Лариной Н.В. – адвоката Семелева Н.В., действующего на основании ордера №100 от 08.10.2014,

представителя ответчика - Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» Ветчинниковой Е.В., действующей на основании доверенности от 01 декабря 2014 года,

при секретаре Илькаевой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лариной Н.В. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» о признании права на льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроэнергии (освещения) жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Ларина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» о признании права на льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроэнергии (освещения) жилого помещения, указав в обоснование исковых требований, что её муж ФИО1 работал в Ельниковском СПТУ № 16 в должности мастера производственного обучения. 22 февраля 1996 года он погиб при исполнении своих служебных обязанностей на территории СПТУ № 16. На момент гибели у них было двое несовершеннолетних детей, в повторный брак она не вступала. С момента гибели ФИО1 до 01 августа 2014 года ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» предоставляло ей меру социальной поддержки в виде компенсации затрат на отопление и освещение её квартиры в сумме 2245 рублей 54 копейки.

08 августа 2014 года она получила уведомление от 29 июля 2014 года, в котором ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» сообщило ей о прекращении выплат на основании статьи 8.1 Закона Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» от 28 декабря 2004 года № 102-З. При этом в имеющейся у неё копии распоряжения № 654 от 29 июля 2014 года указано, что назначение ей МСП прекращено по причине назначения МСП по другому основанию. После получения уведомления от 29 июля 2014 года работниками ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» ей, как инвалиду, было предложено перейти на получение соответствующей меры социальной поддержки, размер которой существенно меньше по сравнению с получаемой до 01 августа 2014 года.

Полагая, что правовые основания к прекращению ей указанных выплат отсутствуют, истец Ларина Н.В. просит признать распоряжение руководителя ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» ФИО2 № 654 от 29 июля 2014 года о прекращении назначения «Освобождение от оплаты коммунальных услуг пед. работникам» незаконным и отменить; взыскать с ответчика в её пользу 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец Ларина Н.В. и её представитель адвокат Семелев Н.В., действующий на основании ордера №100 от 08.10.2014, исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что, по их мнению, за Лариной Н.В. мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии должна быть сохранена, как за вдовой умершего педагога.

Представитель ответчика ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» Ветчинникова Е.В., действующая по доверенности от 01 декабря 2014 года, исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, приведенным в письменном возражении ответчика от 14 октября 2014 года, согласно которым правовых оснований для предоставления Лариной Н.В. компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения после смерти её мужа ФИО1, не являвшегося пенсионером, не имеется. Дополнительно представитель ответчика Ветчинникова Е.В. пояснила, что до августа 2014 года оспариваемая мера социальной поддержки предоставлялась Лариной ошибочно, что было установлено проверкой, проведенной Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии паспорта истца Лариной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она с 10 ноября 1992 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 5).

Согласно копии свидетельства о заключении брака серии I-ЖК от 01 января 1976 года Ларина Н.В. с 01 января 1976 года состояла в браке с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7).

Согласно копии свидетельства о смерти серии I-ЖК от 14 января 2009 года муж истицы ФИО1 умер 22.02.1996 (л.д. 6).

Согласно копии трудовой книжки ФИО1 с 16 октября 1986 года по 22 февраля 1996 года работал в ельниковском СПТУ-16 в должностях преподавателя спец. дисциплин (до 02.01.1991) и мастера производственного обучения. Приказом № 13 от 23 февраля 1996 года считается выбывшим в связи со смертью (л.д. 9).

Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 1996 года, вступившим в законную силу, установлено, что ФИО1 погиб в результате несчастного случая, связанного с производством. На день смерти ФИО1 на его иждивении находился сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15-16).

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно копии справки серии МСЭ-2009 № 1033625 Лариной Н.В. повторно установлена инвалидность 01.03.2010, <данные изъяты> (л.д. 17).

Из материалов личного дела Лариной Н.В. следует, что истец Ларина Н.В. является получателем пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением № 412 от 20.12.2006 Лариной Н.В. с 01.01.2007 была назначена мера социальной поддержки по освобождению от оплаты жилого помещения с отоплением и освещением, как члену семьи умершего педагогического работника.

Распоряжением директора ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» № 654 от 29 июля 2014 года Лариной Н.В. прекращено назначение меры социальной поддержки, как члену семьи умершего квалифицированного специалиста ГУ – пед. работника с 01 августа 2014 года по причине назначения меры социальной поддержки по другому основанию.

Уведомлением от 29 июля 2014 года Лариной Н.В. сообщено о прекращении предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения со ссылкой на отсутствие правовых оснований для предоставления указанной компенсации, предусмотренных Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» (л.д. 18-19).

Кроме этого, из материалов этого же личного дела следует, что по заявлению Лариной Н.В. от 21 июля 2006 года ей с указанной даты до 01.01.2013 предоставлялась мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (ЖКУ), как инвалиду.

То есть установлено, что до 1 января 2013 года Лариной Н.В. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на ЖКУ одновременно по двум основаниям.

Из объяснений представителя ответчика и копии информационного письма Министерства социальной защиты Республики Мордовия от 27 ноября 2012 года следует, что с 01 января 2013 года Лариной Н.В. было прекращено предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки как инвалиду в связи с неправомерностью предоставления меры социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям.

13 августа 2014 года Ларина Н.В. обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» с заявлением о назначении ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Решением руководителя ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» № 1689 от 14 августа 2014 года Лариной Н.В. с 13 августа 2014 года назначена мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, как инвалиду.

Из копии информационного письма № 04-2545 от 30.07.2014 следует, что в результате проведенной проверки Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия установлено, что правовых оснований для предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения Лариной Н.В. не имеется, поскольку её муж ФИО1 до дня смерти пенсионером не являлся. На день смерти совместно с ним проживали члены семьи, не являвшиеся пенсионерами.

Конституция Российской Федерации предусматривает в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), однако не закрепляет конкретные меры такой защиты, их объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» установлено, что для улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6).

Согласно Разъяснениям, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных союзов от 28 мая 1985 года «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за следующими работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию и ранее работавшими:

а) в сельской местности: <…> преподавателями, воспитателями, старшими мастерами и мастерами производственного обучения средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства; <…>

Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами (подпункт «а» пункта 1). <…>

Право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования (пункт 3).

Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1 настоящего разъяснения, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.

Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом (пункт 4).

Выше указанные нормативные акты действуют до настоящего времени.

До 1 сентября 2013 года, то есть в период предоставления истице меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии, действовал Закон Российской Федерации «Об образовании» от10 июля 1992 года №3266-1, согласно пункту 5 статьи 55 которого педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в пункт 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» от10 июля 1992 года, в соответствии с которыми за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, частью 8 статьи 47 которого так же предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В части реализации этого полномочия статьей 8.1 Закона Республики Мордовия от28 декабря 2004 года №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» (в редакции от 28.02.2012, действующей по состоянию на дату вынесения оспариваемого распоряжения), было установлено, что педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - педагогические работники), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация), включающая следующие виды расходов:

1) плату за жилое помещение:

плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

плату за содержание и ремонт жилого помещения;

2) плату за отдельные виды коммунальных услуг:

электроснабжение;

отопление (теплоснабжение), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.

Порядок предоставления компенсации педагогическим работникам определяется Правительством Республики Мордовия (пункты 1, 4).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года № 342 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия» установлено, что право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют, в том числе педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) (далее - педагогические работники) (подпункт 23 пункта 2).

Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается на основании решения государственного казенного учреждения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства:

переход на получение аналогичных выплат по другим основаниям;

зачисление на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания;

смерть получателя;

утрата льготного статуса (снятие инвалидности, отмена решения об установлении опеки (попечительства), переезд педагогического работника из сельского населенного пункта, рабочего поселка (поселка городского типа), увольнение педагогического работника из образовательной организации);

снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания);

наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев либо невыполнение условий соглашения по ее погашению.

Согласно статье 1 Закона Республики Мордовия от28 декабря 2004 года №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), - лица, осуществляющие педагогическую деятельность по трудовому договору, состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Мордовия, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, и проживающие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) пенсионеры, вышедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в указанных учреждениях и проработавшие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) по специальности не менее 10 лет.

Согласно абзацу третьему статьи 15 этого же Закона Республики Мордовия меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 8 и статьей 8.1 настоящего Закона, также сохраняются за членами семьи умершего пенсионера, являвшегося получателем указанных мер социальной поддержки, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами, сами являются пенсионерами и пенсия является единственным источником их дохода. В случае, если совместно проживают два и более члена семьи умершего пенсионера, мера социальной поддержки предоставляется в равной доле, приходящейся на каждого получателя мер социальной поддержки, но суммарно не более 100 процентов от размера, определенного в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 и пунктом 2 статьи 8.1 настоящего Закона.

Руководствуясь указанными положениями законов, суд приходит к выводу о том, что Ларина Н.В. правомерно пользовалась мерой социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья, отопления и электроснабжения, как член семьи педагогического работника, лишь до марта 1996 года, поскольку сама она педагогическим работником не являлась, её муж ФИО1 умер 22 февраля 1996 года, не являясь пенсионером и не проработав в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) по специальности (как педагогический работник) не менее 10 лет. Право на указанную меру социальной поддержки не перешло к Лариной Н.В. и в порядке наследования, как неразрывно связанное с личностью наследодателя (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). На момент смерти ФИО1 Ларина Н.В. так же не являлась пенсионером.

Вместе с тем как действующее законодательство, так и законодательство, действовавшее в период наличия у ФИО1 и Лариной Н.В. права на указанную меру социальной поддержки, не предусматривают право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и электроснабжения для вдов (вдовцов) умерших педагогов, не являвшихся пенсионерами и не имевших право на пенсию по какому-либо из оснований.

При таких обстоятельствах суд считает распоряжение директора ГКУ «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» № 654 от 29 июля 2014 года в отношении Лариной Н.В. законным, а исковые требования Лариной Н.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациистороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку настоящее решение принято в пользу ответчика, расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства, как относимые, допустимые и в совокупности достаточные для рассмотрения дела по существу, разрешая дело в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Лариной Н.В. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия» о признании права на льготы в виде мер социальной поддержки по оплате отопления и электроэнергии (освещения) жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2014 года.

Судья Л.Н. Сабирова

1версия для печати

2-147/2014 ~ М-159/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ларина Наталья Васильевна
Ответчики
ГКУ "Социальная защита населения по Ельниковскому району Республики Мордовия"
Другие
Семелев Николай Владимирович
Судья
Сабирова Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
elnikovsky--mor.sudrf.ru
07.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2014Передача материалов судье
08.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2014Подготовка дела (собеседование)
14.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2014Судебное заседание
03.12.2014Судебное заседание
04.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее